НАЧИНАЕМ ПРОЕКТ

ВНИМАНИЕ! В нашем виртуальном музее планируется запуск долгосрочного проекта «Военный Сталинград: маршруты и судьбы».

Целью проекта является реконструкция исторических событий Сталинградской битвы с использованием источников разного типа и раскрытием роли в этих событиях обычных людей и выдающихся исторических личностей, воинов и ополченцев, работников тыла и гражданского населения, детей и подростков Сталинграда, чья судьба оказались тесно переплетена с историей Великой Отечественной войны.

В этом учебном году работа виртуального музея выстраивается в формате интегрированного проекта «Военный Сталинград. Северный плацдарм», который предполагает приобретение школьниками новых знаний по краеведению, истории, информатике, географии, лингвистике, литературе.

Срок реализации проекта – 5 месяцев (03.09.2018 – 02.02.2019).

НАШИ РЕКОМЕНДАЦИИ

После того, как вы выбрали направление исследования, перейдите к поэтапной работе:

  1. проведите тщательный отбор необходимых материалов по своей теме;
  2. разработайте содержание проекта по плану;
  3. выберите формат проекта, решите для себя, что станет продуктом вашей исследовательской и проектно-творческой деятельности;
  4. подготовьте презентацию своего проекта в любой удобной для вас форме;
  5. осуществите публичную защиту проекта, ответьте на вопросы своих слушателей.

При разработке проекта

а)  изучайте и используйте:

— военные и современные карты,

— документальные источники и документальные фильмы,

— кинохронику и фотографии,

— находки поисковиков,

б)  читайте воспоминания, монографии и другие виды исторических источников и литературы, размещённые на сайте нашего музея,

в)  обязательно воспользуйтесь полезными ссылками на другие ресурсы, которые даёт наш музей,

г)  привлекайте для исследования архивные материалы, а также материалы библиотек  и музеев города (в том числе образовательных учреждений и предприятий).

Далее предлагаем посетителям нашего виртуального музея познакомиться с основными направлениями (темами) проекта и исследовательскими заданиями к ним.

1.«СЕВЕРНЫЙ ПЛАЦДАРМ: ТОПОНИМИКА»

Результат проектно-творческой и исследовательской деятельности: содержание и маршрут пешеходной экскурсии по микрорайону Спартановка и всему Тракторозаводскому району.

Задание.

Выясните значение слова «плацдарм». Почему места, где мы живём и учимся, получили название «Северный плацдарм»?

  • Спланируйте по карте Спартановки пешую или велопрогулку. Установите в ходе неё, где располагаются улицы, названия которых хранят память о событиях и героях Сталинградской битвы, проходившей в этих местах.
  • Нанесите на карту района границы сражения, нынешние и бывшие названия этих улиц.
  • Восстановите исторические факты, связанные со Сталинградской битвой, имеющие отношение к названиям улиц Тракторозаводского района.
  • Объясните, почему возникла необходимость увековечить память о событиях Сталинградской битвы в названиях улиц.
  • На основе собранного материала составьте план и по этому плану разработайте содержание и маршрут пешеходной экскурсии по выбранной вами теме.
  • Попробуйте на макете восстановить рельеф местности «Северного плацдарма», ведь известно, что он значительно изменился в связи с послевоенным строительством Волжской ГЭС и застройкой Спартановки.

2.«СЕВЕРНЫЙ ПЛАЦДАРМ: ПАМЯТНИКИ И ПАМЯТНЫЕ МЕСТА»

Результат проектно-творческой и исследовательской деятельности: справочник – путеводитель с информацией о памятниках и памятных местах микрорайона Спартановка и Тракторозаводского района, посвящённых событиям Сталинградской битвы.

Задание.

  • Изучите окрестности гимназии, микрорайона Спартановка и Тракторозаводского района.
  • Выясните, какие памятники, мемориальные знаки и доски установлены здесь, по каким адресам. С какими событиями и (или) героями периода Сталинградской битвы они связаны?
  • Сфотографируйте эти памятники (знаки).
  • Составьте краткий справочник-путеводитель с информацией о них, используя карту района.
  • Подготовьте презентацию своего справочника – путеводителя.

3.«СЕВЕРНЫЙ ПЛАЦДАРМ: ВОИНСКИЕ ЧАСТИ И СОЕДИНЕНИЯ»

Результатом проектно-творческой и исследовательской деятельности может стать карта боевого пути воинских соединений и частей, принимавших участие в боях на территории Северного плацдарма; виртуальная выставка экспонатов для виртуального музея или другое.

Задание.

  • Пользуясь современными картами этих мест и картами боевых операций 1942-1943 гг., данными музейного ресурса, сайтов поисковиков и другими источниками, выясните, в каких местах на территории района в последние годы поисковики ведут раскопки и каковы их результаты.
  • По названиям улиц района попробуйте установить, какие здесь сражались воинские части и соединения, узнайте, кто их возглавлял, как сложилась фронтовая судьба их командиров и бойцов.
  • Создайте выставку экспонатов, рассказывающих о воинских частях и соединениях, принимавших участие в боях за Северный плацдарм, о военной судьбе их командиров и бойцов. Включите в свою выставку находки поисковиков, уникальные исторические источники, которые найдёте на сайте нашего музея и других ресурсах, а также экспонаты различных музеев, в том числе, школьных, архивные документы и т.д.
  • Подготовьте презентацию своего проекта, для ваших слушателей «проведите экскурсию» по своей виртуальной выставке.

4.«СЕВЕРНЫЙ ПЛАЦДАРМ: ПОДВИГИ ГЕРОЕВ СТАЛИНГРАДСКОЙ БИТВЫ»

Результат проектно-творческой и исследовательской деятельности: презентация Power-point.

Задание.

  • Исследуя по карте района названия улиц, выделите те из них, которые увековечили память о героях Сталинградской битвы.
  • Обобщите найденные сведения и составьте описание подвигов этих героев.
  • Изучите их биографии и попробуйте разыскать фотоснимки героев, их наградные и прочие относящиеся к ним документы.
  • Систематизируйте найденный исследовательский материал, составьте план и на его основе разработайте содержание своего проекта.

5.«СЕВЕРНЫЙ ПЛАЦДАРМ: ХРОНИКА БОЁВ»

Результат проектно-творческой и исследовательской деятельности: фронтовой дневник (сводка боевых действий с иллюстрациями (карты, фото, зарисовки), альбом военной техники или другая форма по вашему выбору).

Задание.

  • Разыщите описания боевых действий, которые происходили на территории Тракторозаводского района и вблизи его границ.
  • Как складывалась обстановка на театре военных действий в здешних местах?
  • Сравните описание этих событий, сделанных нашими учёными, с тем записями, которые велись противником.
  • Используйте карты боёв 1942-1943 гг. и современную карту Спартановки и Тракторозаводского района, установите хронологию событий.
  • Сравните используемое сторонами вооружение, а также сведения о потерях в частях РККА и вермахта.
  • Систематизируйте найденный исследовательский материал, составьте план и на его основе разработайте содержание своего проекта.
  • Представьте свой проект в виде фронтового дневника, сводки боевых действий с иллюстрациями, интерактивного альбома военной техники или в иной форме.

6.«СЕВЕРНЫЙ ПЛАЦДАРМ: ЗАБЫТЫЕ ИМЕНА»

Как вы понимаете выражение «эстафета поколений». Подумайте, что у военного поколения советских бойцов вы хотели бы позаимствовать для своей жизни. Почему? Результатом вашей проектно-творческой и исследовательской деятельности может стать письмо неизвестному солдату, которое вы адресуете ему в 1942 (1943) год. после гибели его имя было или не было восстановлено к настоящему времени. О чём вы хотели бы ему написать перед боем, что сообщить в своём послании?

Задание.

Тема поиска и возвращения имён неизвестным (пропавшим без вести) солдатам остаётся актуальной до сих пор.

  • Познакомьтесь с историями поиска «неизвестных солдат», которые были изложены их родственниками (несколько таких историй размещено у нас на сайте музея, такие сведения есть и на сайтах поисковиков).
  • Составьте свой рассказ и проиллюстрируйте историю обретения имени «неизвестным солдатом», погибшим в этих местах в период Сталинградской битвы. Какие документы и фотографии удалось найти?
  • Почему вас тронула судьба именно этого человека?
  • Систематизируйте найденный исследовательский материал, составьте план и на его основе разработайте содержание своего проекта.
  • Представьте свой проект как письмо неизвестному солдату (или в другой форме).

7.«СЕВЕРНЫЙ ПЛАЦДАРМ: ИХ НАЗЫВАЮТ ОПОЛЧЕНЦАМИ»

Результат проектно-творческой и исследовательской деятельности: презентация Power-point или фильм.

Задание.

  • Узнайте из словаря, что означает слово «ополчение». Выясните, кто и почему становился ополченцами в период боёв на территории Тракторозаводского района, Сталинграда в целом.
  • Что вам удалось узнать о личности героев-ополченцев? Сделайте описание их подвига и проиллюстрируйте рассказ фотографиями.
  • Отыщите книги по этой тематике, кинохронику, документы, иные исторические источники.
  • Систематизируйте найденный материал, составьте план и на его основе разработайте содержание своего проекта.
  • Представьте свой проект в виде фильма или презентации Power-point.
  • Подготовьте презентацию своего проекта.

8.«СЕВЕРНЫЙ ПЛАЦДАРМ: СУДЬБЫ ГРАЖДАНСКОГО НАСЕЛЕНИЯ»

Результат проектно-творческой и исследовательской деятельности: историческое сочинение или эссе.

Задание.

Как известно, до начала Сталинградской битвы эвакуировать местных жителей не успели. На территории района оставались старики, женщины и дети.

  • Удалось ли командованию вывезти их всех из-под огня?
  • Каким способом эвакуировали людей?
  • Кто организовал этот процесс?
  • Проанализируйте потери из числа гражданского населения в период Сталинградской битвы.
  • К какому выводу вы пришли: можно ли было эти потери сократить. Почему вы так считаете? (аргументируйте).
  • Сколько жителей довоенного Сталинграда в целом вернулось в свой разрушенный город, чтобы взяться за его восстановление?
  • Отдельно опишите источники информации и карты, которыми вы пользовались.
  • Систематизируйте найденный исследовательский материал, составьте план и на его основе разработайте содержание своего исторического сочинения или эссе.

9.«СЕВЕРНЫЙ ПЛАЦДАРМ: ПО ЛИНИИ ОБОРОНЫ СТАЛИНГРАДА»

Результатом проектно-творческой и исследовательской деятельности могут стать путевые заметки (путевой журнал).

Задание.

  • Танковые башни, как стражи города, стоящие на гранитных постаментах, расположены и на территории Тракторозаводского района. Проходя пешком или следуя мимо них во время велопрогулки, выясните, сколько всего их в районе, и где они установлены (они входят в единую цепь, которая растянулась вдоль Волги по местам ожесточённых боёв 1942-1943 гг.).
  • Найдите эти башни и сфотографируйте их, укажите адреса башен в своем районе.
  • Сделайте краткое описание фронтовых событий, которые здесь происходили в период Сталинградской битвы.
  • Оформите свой проект в формате путевых заметок со снимками (в сети Инстаграм).
  • Подготовьте его презентацию.

10.«СЕВЕРНЫЙ ПЛАЦДАРМ» И ЛЕГЕНДАРНЫЙ СТЗ

Результат проектно-творческой и исследовательской деятельности: исторический очерк.

Задание.

Сегодня это предприятие нам известно как Волгоградский тракторный завод. Перед войной, во время Сталинградской битвы и в послевоенную историю завод занимал ключевые позиции в экономике не только региона, но и всей страны.

  • Что происходило на подступах к предприятию и на его территории в разгар боёв? Работало ли оно?
  • Где находились его работники в тот период? Кто на нём оставался и для чего?
  • Что выпускал завод?
  • Вопросов у исследователя может возникнуть множество. Попробуйте найти на них ответы в документах и воспоминаниях участников тех событий.
  • Восстановите краткую историю завода от начала войны до самой главной Победы (1941-1945 гг.).
  • Систематизируйте найденный исследовательский материал, составьте план и на его основе разработайте содержание своего исторического очерка.
  • Подготовьте презентацию своей творческой работы.

Добавить комментарий