В НЕБЕ «НОЧНЫЕ ВЕДЬМЫ»

Бойцам 46-го Гвардейского Ночного Бомбардировочного Авиационного полка посвящён фильм, снятый в 2015 году.  В нём собрано много фактов, фотографий, воспоминаний и кинохроники, которые точно описывают фронтовую реальность из жизни девушек легендарного полка. Приглашаем посетителей виртуального музея к просмотру.

КРАТКАЯ СПРАВКА

46-й гвардейский ночной бомбардировочный авиационный Таманский Краснознамённый ордена Суворова полк (46-й гвардейский НБАП, до 8 февраля 1943 года — 588-й ночной легкобомбардировочный авиационный полк), также известный как «ночные ведьмы» — женский авиационный полк в составе ВВС СССР во время Великой Отечественной войны.

Авиаполк был сформирован в октябре 1941 года как 588-й ночной легкобомбардировочный авиационный полк. Руководила формированием Марина Раскова. Командиром полка стала Евдокия Бершанская, под её командованием полк сражался до окончания войны. Обучение девушек проводилось в городе Энгельс. В авиаполку женщины занимали все должности от механиков и техников до штурманов и пилотов.

23 мая 1942 года полк вылетел на фронт. Его численность составляла 115 человек, в основном  в возрасте от 17 до 22 лет. Первый боевой вылет состоялся 12 июня 1942 года.

8 февраля 1943 года, за мужество и героизм личного состава, проявленные в боях с немецко-фашистскими захватчиками, полку было присвоено почётное звание «Гвардейский» и новый №, он был преобразован в 46-й гвардейский ночной бомбардировочный авиационный полк.

За бесстрашие и мастерство немцы прозвали лётчиц «ночными ведьмами».

15 октября 1945 года полк был расформирован, и большинство лётчиц демобилизовано.

НА ЧЁМ ЛЕТАЛИ И ЧЕМ СРАЖАЛИСЬ

Полк был оснащён самолётами По-2. При формировании в полку было 20 самолётов, потом их численность возросла до 45. На окончание войны в строю было 36 боевых самолётов.

Советский учебный самолёт создавался не для ведения военных действий. Деревянный биплан с двумя открытыми кабинами, расположенными одна за другой, и двойным управлением — для лётчика и для штурмана. Без радиосвязи и бронеспинок, способных защитить экипаж от пуль, с маломощным мотором, который мог развивать максимальную скорость 120 км/час. На самолёте не было бомбового отсека, бомбы привешивали в бомбодержатели прямо под плоскости самолёта. Количество бомбового груза состояло из 100 — 300 кг. В среднем брали 150—200 кг. За ночь самолёт успевал сделать несколько вылетов, и суммарная бомбовая нагрузка была сравнима с нагрузкой большого бомбардировщика.

До августа 1943 года лётчицы НЕ брали с собой парашюты, предпочитая вместо них дополнительные 20 кг бомб. Пулемёты на самолётах появились только в 1944 году. До этого единственным вооружением, для защиты от вражеских истребителей, на борту были пистолеты ТТ лётчиков и штурманов.

ФРОНТОВАЯ СТАТИСТИКА

В ходе боевых действий лётчицы авиаполка произвели 23 672 боевых вылета. Из них:

  • битва за Кавказ — 2920 вылетов;
  • освобождение Кубани, Тамани, Новороссийска — 4623 вылета;
  • освобождение Крыма — 6140 вылетов;
  • освобождение Белоруссии — 400 вылетов;
  • освобождение Польши — 5421 вылет;
  • битва в Германии — 2000 вылетов.

Перерывы между вылетами составляли 5—8 минут, порой за ночь экипаж совершал по 6—8 вылетов летом и 10—12 зимой.

Всего самолёты находились в воздухе 28 676 часов (1191 полных суток).

Лётчицами было сброшено более 3 тысяч тонн бомб[, 26 000 зажигательных снарядов. Полк уничтожил и повредил 17 переправ, 9 железнодорожных поездов, 2 железнодорожные станции, 26 складов, 12 цистерн с горючим, 176 автомобилей, 86 огневых точек, 11 прожекторов].

Было вызвано 811 пожаров и 1092 взрыва большой мощности. Также, было сброшено 155 мешков с боеприпасами и продовольствием окружённым советским войскам.

ПОДВИГ И СЛАВА ЖЕНСКОГО ПОЛКА

Безвозвратные боевые потери 46-го гвардейского авиаполка

составили 23 человека и 28 самолётов. Несмотря на то, что лётчицы гибли за линией фронта, ни одна из них не считается пропавшей без вести. После войны комиссар полка Евдокия Яковлевна Рачкевич на деньги, собранные всем полком, объездила все места гибели самолётов и разыскала могилы всех погибших девушек.

Самым трагичным в истории полка стала ночь на 1 августа 1943 года, когда было потеряно сразу 4 экипажа. Немецкое командование, раздражённое постоянными ночными бомбёжками, перебросило на участок действий полка группу ночных истребителей. Это стало полной неожиданностью для наших лётчиц, которые не сразу поняли почему бездействует вражеская зенитная артиллерия, но один за другим загораются самолёты. Выяснилось, что против них выпустили ночные истребители Messerschmitt Bf.110, и полёты были прекращены.

Немецкий лётчик-ас, кавалер Рыцарского креста Железного креста Йозеф Коциок  сжег в воздухе вместе с экипажами три советских бомбардировщика, лётчицы в них были без парашютов. Ещё один бомбардировщик был потерян из-за огня зенитной артиллерии.

Полк получил почётное звание «Гвардейский».

9 октября 1943 года за отличия в боях за освобождение Таманского полуострова полку присвоено почётное наименование Таманского.

24 апреля 1944 года за участие в освобождении Феодосии полк был награждён орденом Красного Знамени.

За освобождение Белоруссии полк был награждён орденом Суворова III степени.

Более 250 девушек полка были награждены орденами и медалями.

Герои Советского Союза, России и Казахстана

За годы войны 23 военнослужащим полка было присвоено звание Героя Советского Союза:

В 1995 году звание Героя России получили ещё два штурмана полка:

Звания «Народный Герой» (Казахстан) удостоилась одна лётчица: Гвардии ст. лейтенант Доспанова Хиуаз Каировна — более 300 боевых вылетов.

(Информация взята из Википедии)

https://my.mail.ru/mail/sorokin.vit/video/33/1692.html

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *