СТАНЦИЯ ЕЛЬШАНКА

Война пришла в Сталинград в воскресенье 23 августа 1942 года. Еще утром в Ельшанке ходил трамвай, а в пятом часу вечера нацисты открыли ковровую бомбардировку, превратив многие районы города в дымящиеся развалины. Деревянная Ельшанка со складами древесины на лесозаводе была уязвимой мишенью.

Стоящая в Ельшанке 35-я дивизия обороняет элеватор. Большая часть живущих в Сталинграде женщин, детей и стариков к началу Сталинградской битвы не была вывезена из города — власти предпочли эвакуировать продовольствие, скот и технику.

Вспоминает Лариса Лукша:

«Зажигалка» упала на наш дом, отец её сбросил, спас еще два соседних дома, но крышу пробило. Отец работал на лесозаводе Куйбышева, там были огромные штабеля бревен. Когда загорелся лесозавод, было очень страшно, пламя бушевало. Разбомбили баржу с пшеницей. Голодно было, мы ныряли, чтобы достать сырую пшеницу, сушили её, мололи и пекли лепешки».

Сайт «Несовершеннолетние солдаты Сталинграда»:

Бомбежки продолжились в последующие дни, и к 27 августа от завода Куйбышева мало что осталось. Уцелели три кирпичных здания дореволюционной постройки.

Переправка населения через Волгу началась 3 сентября. Красная армия отступала, и 8 сентября бои шли в непосредственной близости — в Верхней Ельшанке и посёлке Купоросный.

На линии фронта Ельшанка оказалась в субботу 12 сентября. Войска 62-й армии—131-я стрелковая дивизия, 35-я гвардейская дивизия, а также включенный в состав армии 271-й стрелковый полк 10-й дивизии НКВД заняли оборону у железнодорожного полотна.

На рассвете 13 сентября позиции защитников подверглись массированной артподготовке — из пушек, минометов и пикирующих бомбардировщиков — а в 7 утра гитлеровцы начали штурм города по всему фронту. На следующий день они взяли Купоросный и вышли к Ельшанке ещё и со стороны завода. (По другой версии это произошло 15 сентября.) Вспоминает Раиса Каверзина:

«Жили в железнодорожных домах станции Ельшанка. Немцы постоянно бросали листовки, чтобы сдавались. Они летали над нами. Как-то во время налёта разбомбило весь блиндаж, было много погибших, а те, кто выжил, остались под открытым небом. А ночью солдаты пришли отрывать живых людей, лежавших под глыбами камней. Люди были живые, а спасти невозможно, потому что не было техники, а руками ничего не сделаешь. Люди, в основном женщины и дети, были погребены заживо».

Сайт «Память и боль людская»:

Продолжающиеся бомбардировки и пожары вывели из строя средства связи 271-го полка, и начальник оперативного управления 10-й дивизии Михаил Хитров лично перемещался между подразделениями, передавая информацию, за что впоследствии получил Орден Красной Звезды. К 18 сентября в полку осталось в живых 65 человек. В субботу 19 сентября советские войска оставили микрорайон после упорных уличных боев.

Осенью 1942 года гитлеровцы были на улицах Ельшанки у здания элеватора.

Вспоминает Лариса Лукша:

«Было очень страшно, они всех выгоняли из убежищ. Если кто-то сопротивлялся, его сразу расстреливали. Чтобы немцы нас не изнасиловали, мама измазала нам лица сажей, надела какие-то лохмотья. Мы ушли и недалеко от хутора Вертячего вырыли землянку».

Жителей захваченных частей города гитлеровцы отправляли в лагерь под городом Белая Калитва в Ростовской области.

Вспоминает Раиса Каверзина:

«Пришли немцы. Рано утром двое с автоматами зашли в блиндаж и стали искать мужчин. Все перерыли, стали бить прикладами матерей. Орут на ломаном языке: «Где партизаны?». Потом погнали из города пешком. Мы видели много повешенных людей, все раздеты (только в белье), кто они – не знаю, наверное, партизаны. В птичниках было очень холодно. Брат простыл и через несколько дней умер. Потом нас поселили в одну сельскую семью».

Советские войска вернулись в Ельшанку 25 января 1943 года. Солдаты 57-й армии и 64-й армии ворвались со стороны Купоросного и открыли уличные бои.

Замерзшие, страдающие в окружении от голода и отсутствия лекарств гитлеровцы сдали позиции в тот же день. А 26 января Красная армия использовала Ельшанку в качестве плацдарма при успешном штурме элеватора — от Ельшанского оврага до него всего 200 м. Об освобождении поселка страна узнала из сводки Советского информбюро.

Уже 2 февраля через Ельшанку прошел первый мирный эшелон, с углем для южных пригородов Царицына. Движение трамвая восстановили позже, 6 ноября 1944 года. Одним из немногих уцелевших в Ельшанке зданий была кирпичная четырехэтажка на Туркменской, 17 (теперь Межшкольный учебный комбинат). В июне 1943 года она была переоборудована под госпиталь №2120 для приема раненых с передовой.

ВОЛГОГРАДСКИЙ ЭЛЕВАТОР стал историческим памятником в Волгограде. Будучи одним из центров боёв в ходе Сталинградской битвы, элеватор тяжело пострадал. В послевоенное время (1977) в районе элеватора установлен памятник его защитникам (по одной из групп защитников известный также как «Памятник североморцам»). Волгоградский элеватор признан в России объектом культурного наследия федерального значения.

Элеватор был спроектирован в 1936 году всесоюзным трестом Хлебострой и являлся типовым проектом. Копия сталинградского элеватора находится в городе Рыбинске. Сталинградский элеватор строился с  1938 по 1941 год.

Весь комплекс назывался Сталинградский мельничный комбинат или комплекс Мельстрой, стоимость которого была более 30 млн. рублей. Кроме самого предприятия там же находился детский сад и жилой дом для семей работников.

РОЛЬ В СТАЛИНГРАДСКОЙ БИТВЕ. БОИ 1942 ГОДА

Запущенный в эксплуатацию в июне 1941 года сталинградский элеватор был самым высоким сооружением в городе и представлял интерес для противоборствующих сторон в ходе Сталинградской битвы как господствующая высота.

Немецкие части вышли в район элеватора 14 сентября 1942 года. Оборону здания вели остатки 35-й гвардейской и 131-й дивизий 62-й армии, а также другие части этого соединения (10-й отдельной (запасной) стрелковой бригады). 18 сентября ряды оборонявшихся пополнила 92-я отдельная стрелковая бригада, сформированная из моряков-североморцев. Сразу по завершении переправы бойцы 92-й бригады перешли в контрнаступление, очистив от немецких войск прибрежную зону от реки Царицы до Консервного завода. Бои с участием бригады велись также на улицах КИМ, Рабоче-Крестьянской, Баррикадной, Козловской и у железнодорожного вокзала «Сталинград-2».

Однако превосходящими силами немцам уже 19 сентября удалось с трёх сторон окружить элеватор. В этот день были предприняты две атаки на объект при поддержке семи танков, окончившиеся для гитлеровцев потерей более 30 солдат и офицеров. В дальнейшем бои за элеватор приняли затяжной характер, его защитники, испытывая нехватку боеприпасов, тем не менее неоднократно отвергали предложения сдаться. 21 сентября была предпринята новая попытка штурма при поддержке бомбардировочной авиации и 16 танков. Несмотря на 15-20-кратное превосходство в силах нападавших, 7 немецких атак были отбиты.

92-я бригада 18 сентября вступила в бой в центральной части города. В результате трёхсуточного, непрерывного боя части бригады 21 сентября овладели важным опорным пунктом — элеватором. По 10-12 раз в день поднимались в контратаку подразделения морской пехоты без бушлатов, в одних полосатых тельняшках и штыками уничтожали фашистов.
В этих боях порой отделение отражало атаку роты, усиленной танками, а взвод оборонялся против батальона. В ротах оставалось по 20 -30 человек, а в 1-й роте 4-го батальона насчитали лишь 17 человек. Только за два дня эти 17 храбрецов отразили 14 атак, уничтожили 8 танков и более 150 гитлеровцев.

— Х.Х.Камалов. Морская пехота в боях за Родину. Издание второе, дополненное и переработанное. — М: Воениздат, 1983.- С.120.

В дневнике немецкого офицера, позже убитого в Сталинграде, была найдена следующая запись:

Бой за элеватор продолжается. Русские ведут огонь со всех сторон. Сидим в подвале дома, на улице находиться нельзя… Весь наш батальон по численности меньше штатной роты. Таких ожесточенных боев наши старые солдаты не помнят.

К 22 сентября у защитников элеватора иссякли боеприпасы и продовольствие. Ночью остатки оборонявшихся покинули здание, которым овладели немецкие части. В боях за элеватор погибли старший батальонный комиссар Белорусский и политрук Михайлов; особо отличились лейтенант Зазуля, старшина 2-й статьи Хозяинов, красноармейцы Бирюков и Хвостиков, старший политрук Носарев, капитан Назаров, сержант Калашников, старшина Катлюк и другие.

БОИ 1943 ГОДА

Новые бои развернулись вокруг элеватора в январе 1943 года. Он стал опорной позицией немецких частей, которые вели из него артиллерийский и миномётный огонь по наступавшим по направлению к центру города войскам 64-й армии. 24 января советские части начали боевые действия в районе элеватора, а на следующий день был предпринят его штурм силами 154-й морской стрелковой бригады при поддержке частей 36-й гвардейской, 29-й и 422-й дивизий и 7-го стрелкового корпуса. Штурм продолжался три дня, в ходе которых перестрелка неоднократно переходила в рукопашную схватку. В ходе боя моряки захватили немецкий бронепоезд, подожжённый огнём орудия старшины 2-й статьи Земенкова, а затем, воспользовавшись растерянностью противника, захватили и сам элеватор. В плен попали солдаты (в том числе 45 офицеров) немецкого артиллерийского полка.

УВЕКОВЕЧЕНИЕ ПАМЯТИ

На месте боёв за элеватор была установлена мемориальная доска. Позже, в 1977 году, на улице Рабоче-Крестьянской рядом с элеватором был открыт памятник его защитникам. Создатели памятника — скульптор Г. Л. Малков и архитектор Г. М. Коваленко. Основной элемент памятника представляет собой установленную на постаменте метровой высоты 7-метровую железобетонную полноростовую статую морского пехотинца с противотанковым ружьём и известен также как «памятник североморцам». На бетонной полукруглой стеле за спиной фигуры бойца размещены текст из поэмы Р. Рождественского «Реквием» и список частей, принимавших участие в боях за элеватор в 1942 и 1943 годах.

В 1960 году волгоградский элеватор, после войны восстановленный, в 1992 году приватизированный и до настоящего времени выполняющий свою основную функцию, был постановлением Совета министров РСФСР № 1327 включён в список исторических памятников, подлежащих охране как памятники государственного значения. Статус объекта культурного наследия федерального значения был затем подтверждён в 1995 году указом президента Российской Федерации № 176.

15 апреля 2016 года в музее «Память», входящем в состав музея-заповедника «Сталинградская битва», открылась выставка «Неприступный бастион. Сталинградский элеватор». Она повествует об истории мельничного комбината с 1936 по 2016 год. Особый акцент сделан на довоенный период и бои за элеватор.

Также об Элеваторе читайте подробности, изучайте фото — и кинохронику, рекомендуем ресурсы:

http://www.stalingrad.ws/bitva/bitva_ul_3.shtml

https://warspot.ru/3511-neizvestnyy-stalingrad-elevator

https://urban3p.ru/blogs/42496

Добавить комментарий