НИТКА ПОД ЛАДОГОЙ: КАК ТЯНУЛИ БЕНЗОПРОВОД В БЛОКАДНЫЙ ЛЕНИНГРАД

Баржа, буксир, четыре мотобота, три катера и железные нервы — в 1942-м 35-километровый трубопровод для подачи горючего в зажатый вермахтом Ленинград построили быстрее чем за полтора месяца. Люди работали всего в паре километров от передовой, под шквальными обстрелами и бомбардировками. Большая часть трассы, 27 км, прошла по дну Ладожского озера.

ПЯТЬДЕСЯТ ДНЕЙ

К осени 1941-го на воюющем в окружении Ленинградском фронте сложилась катастрофическая ситуация с топливом: вставал грузовой автотранспорт, было нечем заправлять танки. Ввели жесткие лимиты на расход. С Большой земли горючее доставляли по Ладожскому озеру в железных бочках. Немцы охотились за баржами с воздуха и к зиме потопили почти все.

Запуск Дороги жизни по замерзшей Ладоге помог лишь отчасти. Все понимали: весной лед растает и подвоз прекратится. Вопрос требовал кардинального решения, и его нашли. По одной из версий, идею предложила военный инженер Нина Соколова, первая в стране женщина водолаз-глубоководник.

Секретное постановление Военного совета Ленинградского фронта о прокладке по дну Ладоги 4-дюймового бензопровода вышло почти сразу после подписания распоряжения Госкомитета обороны от 25 апреля 1942-го — к тому времени Ленинград уже 8 месяцев задыхался в кольце и обороне.

Работы поручили Наркомстрою. На всё про всё отводилось 50 дней. На 2-х страницах опубликованного на сайте Минобороны постановления сухо и ёмко изложена суть задачи, решение которой даже в мирное время иначе как подвигом не назовешь. А тогда вокруг города шли ожесточенные бои, по Ладоге работала немецкая артиллерия и авиация.

СВЯЗАТЬ БЕРЕГА

Трубопровод решили перекинуть от мыса Кареджи до станции Ладожское озеро с выходом на станцию Борисова Грива. Мыс Кареджи определили местом постройки головной перекачивающей станции с металлической емкостью объемом в 1 000 т, а на другом берегу, в районе деревни Борисова Грива, предполагалось разместить раздаточное устройство и цистерну на 600 т.

Согласно постановлению, водолазам Экспедиции подводных работ особого назначения (ЭПРОН), подчиненной командованию Балтийского флота, поручили исследовать трассу прокладки и удалить препятствия на дне. Гидрографы Балтфлота отвечали за промер глубин и расстановку вешек. Специалистам ЭПРОНа выделили озерную баржу с краном, буксир, 3 катера ЗИС, 3 шлюпки и 4 мотобота «Касатка». Для работы с грунтом предоставили 8 рефулерных понтонов.

Сроки и масштабы впечатляют: Ижорский завод обязался уже к 3-му мая отгрузить 550 т четырехдюймовых и 50 т пятидюймовых стальных труб. К 5-му мая Главнефтесбыт должен был передать Наркомстрою цистерны общей емкостью 1600 т и 2 бензиновых насоса.

Тыл Ленинградского флота отрядил для работ 300 человек личного состава и 10 грузовиков. Армия отвечала за связь и прикрытие района строительства с воздуха. Грузы доставлялись по Октябрьской железной дороге в особом порядке, наравне с оперативными военными перевозками.

«Рабочее проектирование мы развернули одновременно в двух точках, — писал в своем дневнике главный инженер проекта Давид Шинберг. — Одна группа работает на западном берегу, обеспечивая документацией трассу бензопровода, раздаточный пункт в Ваганове и наливную станцию в Борисовой Гриве; вторая группа, на восточном берегу, разрабатывает чертежи приемных устройств и головных насосных станций, которые мы решили рассредоточить, учитывая возможность выхода их из строя в результате бомбежки или артиллерийского обстрела. Строительство сразу пошло таким темпом, что чертежи, выдаваемые сегодня на стройку, назавтра уже оказываются выполненными в натуре».

ПО СУШЕ И ВОДЕ

По воспоминаниям участников, строить сухопутную часть трубопровода было относительно несложно: трубы развозили грузовиками, укладывали в заранее вырытую траншею и сваривали в секции длиной около 40 м каждая. Готовые сегменты стягивались тракторами в нитку и сваривались. После соединения сверху наносили защитную битумную изоляцию и водой под удвоенным рабочим давлением проверяли герметичность.

С 27-километровой подводной частью трубопровода рабочим пришлось попотеть. Сначала, пока Шлиссельбургская губа не растаяла, прокладывать трубы собирались со льда, но потом эту идею отбросили и решили действовать с плавсредств. Нитку тянули с западного берега Ладожского озера на восточный.

«На песчаной площадке в районе Кокорева трубы сваривались в секции длиной 200 м, испытывались керосином под тройным давлением и покрывались битумной изоляцией, — рассказывает специалист Государственного мемориального музея обороны и блокады Ленинграда Юлия Буянова. — Затем на роликовых дорожках секцию вытягивали в озеро буксирным пароходом, а к хвостовому ее концу на берегу приваривали следующую, и так далее, пока плеть не достигала 1-го, а потом и 2-х км».

Чтобы секции не тонули, к ним для плавучести привязывали бревна. «Хвост» первой плети закреплялся на берегу, и ее укладывали на дно, срезая поддерживающие бревна. Головная часть плети оставалась на плаву — к ней приваривалась следующая плеть, прибуксированная с берега.

Весь трубопровод уложили на дно озера уже к 14 июня. Водолазы тщательно обследовали трубы на предмет повреждений и закрепили на грунте грузами. В ночь на 17 июня к восточному берегу подогнали первый железнодорожный состав с керосином.

КИЛОМЕТРЫ ТРУБ

«Давление в трубопроводе начали подымать: сначала его довели до 10 атмосфер, потом до 17-ти, — писал главный инженер. — Продержав несколько часов под таким давлением, убедились, что трубопровод выдерживает. После этого давление было доведено до максимума — 22 атмосферы. Это давление решили держать сутки, пока водолазы пройдут еще раз по дну от восточного до западного берега озера, проверяя визуально целость сварных стыков. В то же время наблюдение будет вестись с катеров, курсирующих по оси трассы, тщательно исследуя поверхность воды, не появятся ли на ней радужные пятна в месте утечки керосина».

Этого не случилось. К вечеру 19 июня из Борисовой Гривы на Ленинградский фронт ушли первые бензовозы, залитые через новый трубопровод.

Всего за 43 дня люди совершили невозможное: в авральном режиме, под немецкими бомбами и снарядами сварили 5800 стыков, смонтировали 2100 кубометров ёмкостей, проложили 27 км труб по дну озера и 8 км на берегу, построили головную насосную станцию на мысе Кареджа и наливную станцию в Борисовой Гриве, протянули новые железнодорожные ветки.

Пропускная способность магистрали составила около 150 т в сутки. С июня 1942 года по март 1943-го по Ладоге поступило свыше 40 000 т горючего. Подводная топливная магистраль высвободила транспорт для доставки других грузов и сделала Ленинградский фронт независимым от ледоходов, штормов и метелей. Обнаружить и разбомбить ее с воздуха немцы так и не смогли.

Нина Соколова — первая женщина-водолаз

Нина Соколова — первая женщина-водолаз, и она спасла десятки тысяч жизней. При участии этой отважной женщины был построен бензопровод по дну Ладожского озера, который стал «артерией жизни» для блокадного Ленинграда

Опубликовано ТОК Пятница, 25 января 2019 г.
«АРТЕРИЯ ЖИЗНИ» НИНЫ СОКОЛОВОЙ

Источник: https://ria.ru/20190128/1549934840.html

Добавить комментарий