Баржа, буксир, четыре мотобота, три катера и железные нервы — в 1942-м 35-километровый трубопровод для подачи горючего в зажатый вермахтом Ленинград построили быстрее чем за полтора месяца. Люди работали всего в паре километров от передовой, под шквальными обстрелами и бомбардировками. Большая часть трассы, 27 км, прошла по дну Ладожского озера.
ПЯТЬДЕСЯТ ДНЕЙ
К осени 1941-го на воюющем в окружении Ленинградском фронте сложилась катастрофическая ситуация с топливом: вставал грузовой автотранспорт, было нечем заправлять танки. Ввели жесткие лимиты на расход. С Большой земли горючее доставляли по Ладожскому озеру в железных бочках. Немцы охотились за баржами с воздуха и к зиме потопили почти все.
Запуск Дороги жизни по замерзшей Ладоге помог лишь отчасти. Все понимали: весной лед растает и подвоз прекратится. Вопрос требовал кардинального решения, и его нашли. По одной из версий, идею предложила военный инженер Нина Соколова, первая в стране женщина водолаз-глубоководник.
Секретное постановление Военного совета Ленинградского фронта о прокладке по дну Ладоги 4-дюймового бензопровода вышло почти сразу после подписания распоряжения Госкомитета обороны от 25 апреля 1942-го — к тому времени Ленинград уже 8 месяцев задыхался в кольце и обороне.
Работы поручили Наркомстрою. На всё про всё отводилось 50 дней. На 2-х страницах опубликованного на сайте Минобороны постановления сухо и ёмко изложена суть задачи, решение которой даже в мирное время иначе как подвигом не назовешь. А тогда вокруг города шли ожесточенные бои, по Ладоге работала немецкая артиллерия и авиация.
СВЯЗАТЬ БЕРЕГА
Трубопровод решили перекинуть от мыса Кареджи до станции Ладожское озеро с выходом на станцию Борисова Грива. Мыс Кареджи определили местом постройки головной перекачивающей станции с металлической емкостью объемом в 1 000 т, а на другом берегу, в районе деревни Борисова Грива, предполагалось разместить раздаточное устройство и цистерну на 600 т.
Согласно постановлению, водолазам Экспедиции подводных работ особого назначения (ЭПРОН), подчиненной командованию Балтийского флота, поручили исследовать трассу прокладки и удалить препятствия на дне. Гидрографы Балтфлота отвечали за промер глубин и расстановку вешек. Специалистам ЭПРОНа выделили озерную баржу с краном, буксир, 3 катера ЗИС, 3 шлюпки и 4 мотобота «Касатка». Для работы с грунтом предоставили 8 рефулерных понтонов.
Сроки и масштабы впечатляют: Ижорский завод обязался уже к 3-му мая отгрузить 550 т четырехдюймовых и 50 т пятидюймовых стальных труб. К 5-му мая Главнефтесбыт должен был передать Наркомстрою цистерны общей емкостью 1600 т и 2 бензиновых насоса.
Тыл Ленинградского флота отрядил для работ 300 человек личного состава и 10 грузовиков. Армия отвечала за связь и прикрытие района строительства с воздуха. Грузы доставлялись по Октябрьской железной дороге в особом порядке, наравне с оперативными военными перевозками.
«Рабочее проектирование мы развернули одновременно в двух точках, — писал в своем дневнике главный инженер проекта Давид Шинберг. — Одна группа работает на западном берегу, обеспечивая документацией трассу бензопровода, раздаточный пункт в Ваганове и наливную станцию в Борисовой Гриве; вторая группа, на восточном берегу, разрабатывает чертежи приемных устройств и головных насосных станций, которые мы решили рассредоточить, учитывая возможность выхода их из строя в результате бомбежки или артиллерийского обстрела. Строительство сразу пошло таким темпом, что чертежи, выдаваемые сегодня на стройку, назавтра уже оказываются выполненными в натуре».
ПО СУШЕ И ВОДЕ
По воспоминаниям участников, строить сухопутную часть трубопровода было относительно несложно: трубы развозили грузовиками, укладывали в заранее вырытую траншею и сваривали в секции длиной около 40 м каждая. Готовые сегменты стягивались тракторами в нитку и сваривались. После соединения сверху наносили защитную битумную изоляцию и водой под удвоенным рабочим давлением проверяли герметичность.
С 27-километровой подводной частью трубопровода рабочим пришлось попотеть. Сначала, пока Шлиссельбургская губа не растаяла, прокладывать трубы собирались со льда, но потом эту идею отбросили и решили действовать с плавсредств. Нитку тянули с западного берега Ладожского озера на восточный.
«На песчаной площадке в районе Кокорева трубы сваривались в секции длиной 200 м, испытывались керосином под тройным давлением и покрывались битумной изоляцией, — рассказывает специалист Государственного мемориального музея обороны и блокады Ленинграда Юлия Буянова. — Затем на роликовых дорожках секцию вытягивали в озеро буксирным пароходом, а к хвостовому ее концу на берегу приваривали следующую, и так далее, пока плеть не достигала 1-го, а потом и 2-х км».
Чтобы секции не тонули, к ним для плавучести привязывали бревна. «Хвост» первой плети закреплялся на берегу, и ее укладывали на дно, срезая поддерживающие бревна. Головная часть плети оставалась на плаву — к ней приваривалась следующая плеть, прибуксированная с берега.
Весь трубопровод уложили на дно озера уже к 14 июня. Водолазы тщательно обследовали трубы на предмет повреждений и закрепили на грунте грузами. В ночь на 17 июня к восточному берегу подогнали первый железнодорожный состав с керосином.
КИЛОМЕТРЫ ТРУБ
«Давление в трубопроводе начали подымать: сначала его довели до 10 атмосфер, потом до 17-ти, — писал главный инженер. — Продержав несколько часов под таким давлением, убедились, что трубопровод выдерживает. После этого давление было доведено до максимума — 22 атмосферы. Это давление решили держать сутки, пока водолазы пройдут еще раз по дну от восточного до западного берега озера, проверяя визуально целость сварных стыков. В то же время наблюдение будет вестись с катеров, курсирующих по оси трассы, тщательно исследуя поверхность воды, не появятся ли на ней радужные пятна в месте утечки керосина».
Этого не случилось. К вечеру 19 июня из Борисовой Гривы на Ленинградский фронт ушли первые бензовозы, залитые через новый трубопровод.
Всего за 43 дня люди совершили невозможное: в авральном режиме, под немецкими бомбами и снарядами сварили 5800 стыков, смонтировали 2100 кубометров ёмкостей, проложили 27 км труб по дну озера и 8 км на берегу, построили головную насосную станцию на мысе Кареджа и наливную станцию в Борисовой Гриве, протянули новые железнодорожные ветки.
Пропускная способность магистрали составила около 150 т в сутки. С июня 1942 года по март 1943-го по Ладоге поступило свыше 40 000 т горючего. Подводная топливная магистраль высвободила транспорт для доставки других грузов и сделала Ленинградский фронт независимым от ледоходов, штормов и метелей. Обнаружить и разбомбить ее с воздуха немцы так и не смогли.
Источник: https://ria.ru/20190128/1549934840.html