«СТОРОЖЕВЫЕ БАШНИ» СТАЛИНГРАДА (ПО ПЕРЕДНЕМУ КРАЮ ОБОРОНЫ)

На территории Волгограда есть памятник, аналогов которому нет в мире. Это линия обороны 62-й армии протяженностью 30 км, проходящая через несколько районов города и обозначенная 17 башнями, снятыми с танков Т-34 и водруженными на постаменты.

Они установлены на линии фронта по состоянию на 19 ноября 1942 года, когда продвижение немецко-фашистских войск к Волге достигло своего максимума. Идея увековечить Сталинградскую линию фронта возникла во второй половине 1940-х. Проектировал памятник архитектор Федор Лысов, строительство завершилось в 1954 году.

Первая башня

В самые трудные дни Сталинградского сражения немцам удалось выйти к Волге на нескольких участках, в том числе в районе нынешней центральной набережной и речного вокзала. Первая башня стоит в сквере на набережной в точке, где фронт несколько десятков метров не дошел до Волги. (Фото всех башен — Александр Зеликов/ТАСС  )

Здесь осенью 1942 года занимала позиции 13-я гвардейская стрелковая дивизия, именем которой названа расположенная рядом улица. Эта часть под командованием генерала, Героя Советского Союза Александра Родимцева удерживала многие значимые места. Бойцы дивизии защищали легендарный дом Павлова и многие другие объекты. Рядом с башней – памятник маршалу Василию Чуйкову авторства его сына Александра Чуйкова.

Личность Василия Ивановича Чуйкова была неординарной. В момент начала Великой Отечественной войны он находился в Китае в качестве военного атташе и главного военного советника, но прилагал все усилия, чтобы попасть на фронт. В 1942 году военачальник прямо из Китая был направлен в Тулу, где формировались войска для переброски в Сталинград. Весной 1942 года в Сталинграде он возглавил оперативную группу 64-й армии, а в сентябре получил командование 62-й армией. Перед маршалом была поставлена задача отстоять Сталинград любой ценой. И Чуйков эту задачу выполнил.

Только после войны он осознал значение Сталинградского сражения в свой судьбе. События тех дней всплывали в его памяти вместе с лицами солдат, которых приходилось посылать на смерть, – он описывал это в мемуарах. В 1981 году старый солдат написал письмо-завещание: «…Чувствуя приближение конца жизни, я в полном сознании обращаюсь с просьбой: после моей смерти прах похороните на Мамаевом кургане в Сталинграде, где был организован мной 12 сентября 1942 года мой командный пункт… С того места слышится рев волжских вод, залпы орудий и боль сталинградских руин, там захоронены тысячи бойцов, которыми я командовал… 27 июля 1981 года. В. Чуйков». Василий Иванович Чуйков похоронен на Мамаевом кургане у подножия монумента «Родина-мать зовет!» вместе со своими бойцами.

Вторая башня

Вторая башня стоит на улице Советской, среди корпусов Волгоградского государственного технического университета.

Вся территория между мельницей Гергардта и домом Павлова хорошо просматривается отсюда. Сопоставляя положение этой башни относительно предыдущей, можно понять, как круто фронт отходил в этом месте от Волги, забираясь в жилые кварталы по когда-то проходившей тут Пензенской улице. И насколько малы были расстояния, отделявшие линию столкновения двух армий от берега Волги – главной водной транспортной артерии европейской части СССР, которой так стремился завладеть вермахт.

Тактика уличных боев, разработанная командармом Чуйковым в Сталинграде, впоследствии успешно применялась в течение всей войны при освобождении городов. В книге «Сражение века» военачальник писал: «На первом плане в моих размышлениях был солдат. Он главный участник войны. Порой он лучше знает психологию солдат противника, чем генералы, наблюдающие за боевыми порядками врага с наблюдательного пункта».

Как-то, обходя войска, Чуйков приметил артиллериста-снайпера Гаврила Протодьяконова, которому удалось, закрепившись на нейтральной полосе, нанести из своего орудия существенный урон вражеским танкам. Генерал использовал опыт талантливого солдата и отдал приказ своим подразделениям максимально сблизиться с противником, сократив нейтральную полосу до расстояния броска гранаты. Такое сближение свело действия гитлеровской авиации практически к нулю: немецкие бомбы либо попадали в пустые окопы за спинами наших солдат, либо вообще поражали собственные позиции.

Еще один тактический прием командарма Чуйкова, фактически предрешивший исход уличных боев, – использование штурмовых групп. В них включали небольшое число опытных бойцов – от 20 до 50, в том числе саперов, разведчиков, подрывников танков. Такие группы применялись для захвата зданий и прорыва укрепленных позиций противника в городской черте. Самым главным преимуществом штурмовых групп была внезапность. Кроме того, их участники были готовы к рукопашному бою, которого гитлеровские захватчики старались избегать.

Третья башня

Третья башня стоит рядом с домом Павлова, в сквере на улице Наумова.

Стоя около нее и глядя в сторону этого легендарного дома и разбитой снарядами мельницы Гергардта, можно оценить, насколько близки были немецкие войска к Волге. И каково было напряжение Сталинградского сражения, если этот участок так и не удалось пройти, несмотря на почти два месяца непрерывных атак. Дом Павлова – уникальное место даже по меркам военного Сталинграда: 58 дней это здание было передним краем обороны, выдерживая по несколько атак в день.

Дом Павлова получил свое историческое название благодаря тому, что на начальном этапе подразделением, державшим здесь оборону, командовал старший сержант Яков Павлов. Он во главе группы из четырех солдат занял эту позицию в сентябре 1942 года. И хотя позже командование перешло к старшему лейтенанту Ивану Афанасьеву, за домом закрепилось его первоначальное название. Немецкие войска стояли через дорогу от здания, которое выполняло роль форпоста. Гарнизон, оборонявший эту героическую «крепость», состоял, по разным данным, из 24-31 человека. Солдаты прорыли несколько подземных ходов, которые вели к различным огневым точкам за пределами дома Павлова. Поразительно, но все дни обороны в подвале спасались мирные жители, не успевшие эвакуироваться. Еще более поразительно то, что все они остались в живых. После войны здание было восстановлено первым в городе и сегодня продолжает служить в качестве обыкновенного жилого дома. Сразу за домом Павлова располагалась мельница Гергардта, в которой был советский командный пункт. Руины мельницы сохранены в виде памятника.

Четвертая башня

Четвертая башня стоит на Советской улице, около дома №38. В этом месте фронт подходил к Волге даже ближе, чем на площади Ленина.

Пятая башня

Пятая башня установлена на половине пути к Мамаеву кургану, на площади Сталинградской победы.

Линия фронта на этом участке проходила практически по трассе современного проспекта Ленина – главной магистрали сегодняшнего Волгограда.

Шестая башня

Она, возможно, самая символичная – установлена на исторической вершине Мамаева кургана – высоте 102.0 –рядом с храмом Всех Святых. Подняться к ней можно на велосипеде, заехав со стороны телевизионной вышки, откуда к монументу подходит автомобильная дорога. Но лучше оставить велосипед на проспекте Ленина у подножия Мамаева кургана и подняться по 200 ступеням, ведущим к вершине, – по числу дней Сталинградской битвы. Современная вершина Мамаева кургана, на которой возвышается скульптура «Родина-мать зовет!», насыпная, она создана при сооружении мемориального ансамбля «Героям Сталинградской битвы» в 1960-е годы.

Мамаев курган стал главным символом победы в Сталинградской битве. Здесь происходили самые ожесточенные бои, поскольку владение этой точкой позволяло контролировать всю центральную часть города. Во время сражения высота несколько раз переходила из рук в руки. На склонах кургана погибли десятки тысяч солдат, после окончания битвы земля здесь была так насыщена металлом, что во многих местах трава не росла несколько лет.

Мамаев курган. Храм Всех Святых

Строительство православного храма Всех Святых на Мамаевом кургане связано с приездом Патриарха Московского и всея Руси Алексия II на волгоградскую землю в 1993 году. Место под храм было освящено патриархом в канун празднования 50-летия Победы в Сталинградской битве. В мае 2005 года в пятикупольном храме, построенном у братской могилы защитников Отечества, стали проводится богослужения. Храм Всех Святых расположен в непосредственной близости от танковой башни, отмечающей «Высоту 102».

Седьмая башня

Седьмая башня стоит на проспекте Ленина недалеко от площади Возрождения. Когда-то рядом проходил широкий Банный овраг, за которым располагался существующий поныне металлургический завод «Красный Октябрь». В месте, где установлена башня, оборонялась легендарная 284-я стрелковая дивизия, которой командовал полковник Николай Батюк.

Адрес:  просп. им. Ленина, 67Д, мост рядом с пл. Возрождения

Завод «Красный Октябрь»

Металлургический завод «Красный Октябрь» – арена жестоких боев осени 1942 года, его оборона – одна из героических страниц Сталинградской битвы. «Красный Октябрь», основанный в конце XIX века, один из старейших действующих промышленных объектов города. Его первый собственник, французское предприятие «Уральско-Волжское металлургическое общество», дало торжественный старт строительству 30 апреля 1897 года, а в ноябре 1898 года здесь заработала первая мартеновская печь. В те годы завод был крупнейшим в городе и уезде. В 1902 году на нем трудилось 1120 рабочих, а к началу Первой мировой войны их стало уже пять тысяч. Поскольку завод стоял достаточно далеко от города, собственникам пришлось создавать вокруг него жилую и социальную инфраструктуру. Были построены три поселка: так называемая Большая Франция, где проживало руководство предприятия, в основном французы), Малая Франция (поселок для инженерно-технических кадров и наиболее квалифицированных рабочих) и Русская деревня, где проживало большинство рабочих. Топонимы Большая Франция и Малая Франция до сих пор используются на территории Краснооктябрьского района, хотя дореволюционная застройка сохранилась там лишь местами. Несмотря на обширное жилищное строительство, часть работников продолжала ежедневно ходить пешком из Царицына, что побудило городские власти проложить на завод трамвайную линию.

Сегодня к «Красному Октябрю» ходит скоростной трамвай, еще одна достопримечательность Волгограда.

К началу Великой Отечественной войны «Красный Октябрь» производил 9% всей стали в стране. В 1941 году завод увеличил выпуск броневой стали, освоил новые марки, стал делать военную технику и боеприпасы. В 1942 году более трети работников составляли женщины, которые не только трудились сталеварами, но и, с началом обороны Сталинграда, вместе с рабочими-мужчинами ушли в ополчение.

Завод, и в первую очередь цех №4, первый в мире мартен, выпустивший броневую сталь, – был одной из главных целей гитлеровских захватчиков. С конца сентября 1942 года более ста дней на территории завода шли жестокие бои. «Красный Октябрь» был почти полностью разрушен, но мощные стены мартенов служили надежной защитой нашим бойцам и ополченцам в перерывах между боями. Восстановление завода началось сразу после окончания Сталинградской битвы. Первую печь, рассчитанную на выплавку 25 тонн стали, под номером 0, которой дали ласковое прозвище Нолик, отстраивали своими силами. 31 июля 1943 года мартеновская печь выдала первую плавку стали. Всего в 1943 году было произведено более 518 тысяч тонн стали и пущено первое прокатное производство. В 1944 году удалось оборудовать уже восемь мартеновских печей.

В 1948 году «Красный Октябрь» был восстановлен. Именно тогда начинается его специализация на производстве нержавеющих и инструментальных сталей, благодаря чему он сыграл важную роль в развитии ракетостроения. И сегодня завод является инновационным предприятием, производит около 900 уникальных марок спецсталей и 500 видов проката, экспортирует свою продукцию в более чем 30 стран.

Несмотря на разрушения военных лет, на территории завода до сих пор сохраняется дореволюционная застройка, а бывшая лаборатория оставлена в виде руин в качестве памятника Сталинградской битве. Это одно из трех сохраненных в руинированном состоянии зданий в городе. Помимо лаборатории завода «Красный Октябрь» таким образом увековечены Мельница Гергардта рядом с музеем-панорамой «Сталинградская битва», а также дом директора завода «Баррикады», в котором располагался командный пункт 138-й стрелковой дивизии, оборонявшей «Остров Людникова».

Восьмая башня

Восьмая башня находится с противоположной стороны проспекта Ленина от седьмой, в зеленом поясе вокруг завода «Красный Октябрь».

Здесь держала оборону 39-я гвардейская стрелковая дивизия, именем которой названа расположенная неподалеку улица. Командовал этой дивизией генерал Степан Гурьев. Именно он 3 февраля 1943 года во время торжественного возвращения территории металлургического завода его директору Паруйру Матевосяну, который впоследствии руководил предприятием до 1972 года, сказал: «Ты извини, но это все, что осталось от твоего завода». На что Матевосян ответил: «Больное дитя матери еще дороже!»

Одиннадцатая башня

Одиннадцатая башня установлена там, где проходил передний край обороны 138-й стрелковой дивизии Ивана Ильича Людникова. В октябре 1942 года дивизия была переброшена в Сталинград из состава 64-й армии и сразу начала оборону завода «Баррикады» и его нижнего поселка. В ноябре она попала в полукольцо противника на участке фронта площадью 700 на 400 м, впоследствии получившем название «Остров Людникова».

40 дней людниковцы ценой значительных потерь удерживали свои позиции. В декабре 1942 года в результате контрнаступления удалось ликвидировать блокаду с юга.

Мемориальный знак «Остров Людникова» был установлен в 1955 году в сквере поселка завода «Баррикады». На «Острове Людникова» несколько братских могил. Памятники были установлены в 1951 году, а в 1995 году их облицевали мрамором. Надписи на обелисках гласят: «Солдатам, офицерам 138-й краснознаменной стрелковой дивизии, павшим в боях за Сталинград. 1942-1942» и «Вечная слава героям, павшим в боях за свободу и независимость нашей Родины». Третий обелиск, расположенный непосредственно над Волгой, увековечивает память ополченцев с завода «Баррикады», оборонявших «Остров Людникова» в рядах 138-й дивизии. Недалеко отсюда находится братская могила связистов 138-й дивизии, а рядом с ней – памятник под названием «Ролик», установленный в 1955 году. Это стела кубической формы с бронзовой мемориальной доской, на которой рассказана история подвига бойцов-связистов, осуществлявших сообщение защитников «Острова Людникова» со штабом 62-й армии: «В блиндаже на берегу Волги в 1942 году четыре героя-связиста 138-й стрелковой дивизии товарищи Ветошкин, Кузьминский, Харазия и Колосовский, их позывной «Ролик», в течение шести недель упорно удерживали пункт связи и не пропускали немецко-фашистских захватчиков». В 1979 году этот памятник был облицован гранитом и мрамором.

На «Острове Людникова» сохранились руины командного пункта 138-й дивизии. Раньше в этом здании находился дом директора завода «Баррикады». То, что осталось от командного пункта, свидетельствует об ожесточенности боев. В 2008 году на «Острове Людникова» был установлен десятиметровый поклонный крест.

Двенадцатая башня

Двенадцатая башня расположена на том месте, где в 1942-м держали оборону отряды народного ополчения Баррикадного района. Сегодня это часть территории мемориального комплекса «Остров Людникова».

Тринадцатая башня

Тринадцатая башня расположена на территории завода «Баррикады», подойти к ней нельзя. Там, где она установлена, проходил передний край обороны войск 308-й стрелковой дивизии полковника Леонтия Гуртьева.

Завод стал последним крупным промышленным предприятием, построенным в Царицыне в дореволюционную эпоху. Он с самого начала имел военное предназначение и именовался «Орудийным заводом». Предполагалось, что здесь будут производиться артиллерийские системы крупного калибра, в том числе для флота. Первым собственником предприятия была английская фирма «Виккерс». Торжественное открытие завода состоялось 27 июня 1914 года. За свою историю завод несколько раз проходил глубокую модернизацию: сначала в 1930-е годы, затем было послевоенное восстановление, значительные изменения произошли здесь в 1990-е. Завод «Баррикады» и сегодня сохраняет свое военное предназначение, выполняя заказы Министерства обороны РФ.

Четырнадцатая башня

Четырнадцатая башня расположена в Тракторозаводском районе. Здесь вели оборонительные бои 124-я и 149-я стрелковые бригады 62-й армии.

Волгоградский тракторный завод

Тракторный завод несколько раз становился символом эпохи. В конце 1920-х – начале 1930-х он был символом великого промышленного строительства, развернувшегося в  стране. Его досрочный пуск считался точкой отсчета эпохи индустриализации. На заводе неоднократно бывали руководители советского государства, известные деятели культуры Советского Союза и других стран.

Осенью 1942 года завод стал одним из символов стойкости защитников Сталинграда. Фронт подошел вплотную к проходным, но даже в эти драматические дни предприятие не прекращало свою работу. Завод продолжал выпускать военную продукцию, на которую был перепрофилирован, несмотря на обстрелы из минометов и бомбардировки. 27 августа 1942 года в результате авианалета начался пожар нефтехранилища, инструментального и кузнечного цехов, из строя было выведено много оборудования. Несмотря на это, рабочие продолжали свой труд.

Произведенные и отремонтированные на заводе танки сразу же отправлялись в бой. В сентябре 1942 года, во время уличных боев в городе, завод выпустил около 200 танков. 18 октября 1942 года после тяжелых боев немецким войскам удалось занять территорию предприятия. А после того, как 2 февраля 1943 года кольцо сталинградского котла сомкнулось и город был освобожден от фашистов, завод начали восстанавливать. Восстановление шло невиданными темпами: уже 12 июля 1943 года первая партия отремонтированных здесь танков отправилась на фронт. Производство тракторов на заводе возобновилось в июне 1944 года, еще во время войны.

Пятнадцатая башня

Пятнадцатая башня расположена на территории микрорайона Спартановка, на улице Николая Отрады. С сентября по ноябрь 1942 года здесь закрепились части под командованием полковника Сергея Федоровича Горохова.

Шестнадцатая башня

Шестнадцатая башня – самая северная. Формально она располагается в черте города, хотя фактически это уже пригород. Установлена на территории поселка ГЭС, внутри ограды школы №87. С этой стороны город обороняла 124-я стрелковая бригада, входившая в состав 62-й армии.

Семнадцатая башня

Семнадцатая, последняя башня расположена в южной части города – в Советском районе на Университетском проспекте. Место, где она установлена, сегодня называют «Зеленое кольцо», однако во времена Сталинградской битвы оно было известно как «Купоросная балка». Осенью 1942 года здесь также шли тяжелейшие бои, которые вели бойцы 64-й армии.

Использованы материалы: http://welcome2018.com/cities/volgograd/on-the-leading-edge-of-defense-17-towers-of-t-34-tanks/

Добавить комментарий