МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСТРУКТОР

В раздел «МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСТРУКТОР» мы предлагаем ряд авторских материалов учителя истории и обществознания волгоградской гимназии № 16 Е. И. Фастовой.

В дальнейшем мы пополним кейс разработками коллег, — это расширит возможности использования в своей практике элементов опыта других передовых учителей, позволит конструировать свои уроки и организовать внеурочную деятельность школьников с гораздо большим арсеналом педагогического инструментария.

ОРГАНАЙЗЕР УЧИТЕЛЯ ИСТОРИИ

Органайзер – эта форма, которая заполняется учителем на этапе планирования работы в начале учебного года. Она предназначается для предварительной проработки возможностей пополнении баллов для аттестации и портфолио педагога и его учащихся.

Органайзер построен на календарном принципе, в эту форму отобраны юбилейные даты значимых событий и исторических лиц, а также памятные даты. Информацию можно использовать для организации викторин, турниров «ЧТО? ГДЕ? КОГДА?» и других форматов внеурочной деятельности, предлагать ребятам для исследований, проектов и творческих работ в текущем учебном году.

Также сам учитель может спланировать, когда и какие ему сделать разработки, провести открытые уроки и внеурочные мероприятия, принять участие в конкурсах и пр. При этом органайзер становится фактором, который дисциплинирует педагога в планировании своей деятельности, напоминает о том, что не должно остаться без внимания в рутинной работе. К концу учебного года в итоге в нём будут отражены все важные мероприятия, их участники и результативность.

Так выглядит органайзер в работе.

Из опыта Е.И.Фастовой по использованию рейтинговой оценки и индивидуального образовательного маршрута (ИОМ) учащихся в работе с 5-ми классами

Для построения ИОМ  (индивидуального образовательного маршрута) школьника учитель использует следующие формы:

В 5-м классе успешно использовался следующий формат портфолио школьника и ведомость оценивания портфолио.

В 10 классе целесообразно начинать учебный год со стартовой самодиагностики учащихся:

Ниже предлагаем познакомиться с разработкой урока по Отечественной истории XIX века с применением технологии проектирования индивидуальной образовательной траектории школьника, прилагаем формы заполнения листов само- и взаимооценки  творческих заданий и презентаций, а также диагностические материалы.

Проиллюстрируем применение технологии проектирования индивидуальной образовательной траектории обучающегося на примере урока по Отечественной истории XIX века.

 УРОК ПО ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ИСТОРИИ XIX ВЕКА

Тема «Основные положения реформы отмены крепостного права 19 февраля 1861 года»

 Раздел «Россия в эпоху правления Александра II (1855-1881 гг.)»,  8 класс

Подготовительный этап

1.  Формирование 4-х групп обучающихся на основе диагностики индивидуального стиля деятельности.

При использовании данной диагностики в 8 и 11 классе, можно использовать разный принцип формирования групп (приложение 1). Так, в 8 классе в группу объединяются ученики с идентичным индивидуальным образовательным профилем, и поэтому творческие задания предлагаются педагогом в зависимости от того, какой вид деятельности у учащихся будет ведущим. В 11 классе, когда используются метапредметные, межпредметные и исследовательские проекты, целесообразно в одну группу объединять учеников с разным индивидуальным образовательным профилем. Принцип формирования групп может быть и иным. Он будет определяться теми целями, которые ставит педагог. При формировании групп педагогу также предстоит принять решение о составе и принципе комплектования групп, решить вопрос о том, будут ли это группы переменного или постоянного состава.

2. Подготовка творческих заданий (8 класс) в зависимости от индивидуального стиля обучения, проектов (10 класс).
3. При разработке задания используется принцип 3-уровневой предметной задачи. Ученикам в группе предлагается выбрать любой уровень сложности выполнения творческого задания.
4. Разработка критериев и инструментария оценивания творческих заданий, критерии и инструментарий оценивания учащимся в группах предлагается вместе с творческим заданием.

ТВОРЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ

Групповое задание 1

В группу объединяются те, у кого преобладает в профиле преобладающее значение параметра оси

КОНЦЕПТУАЛИЗАЦИЯ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ)

Задание 1 уровня сложности

(действия по алгоритму, предложенному учителем, или по заданному или хорошо известному образцу)

Подготовьте выступление на научной конференции по теме «Отмена крепостного права: основные положения реформы». В своём выступлении докажите целесообразность или нецелесообразность отдельных положений реформы. Для выполнения задания:

  1. познакомьтесь с основными положениями реформы отмены крепостного права (предлагаются источники, указывается, где и что надо прочитать, изучить).
  2. обсудите ответы на вопросы в группе:
  • Как изменялось правовое положение крестьян после реформы? Какие права они получили? Становились ли они равноправными с другими сословиями?
  • Как была организована система местного крестьянского самоуправления в сельском обществе и волости?
  • Что такое временнообязанные отношения? Для чего они вводились? Когда прекращались?
  • Как и зачем была организована деятельность мировых посредников?
  • Как происходило наделение крестьян землёй в чернозёмных и нечернозёмных губерниях?
  • Как и почему различались условия освобождения крестьян в чернозёмных и нечернозёмных губерниях?
  • Чьи интересы (помещиков или крестьян, крестьян в чернозёмных или нечернозёмных губерниях) учитывались в большей степени и почему?
  • Что такое отрезки? В каких губерниях  (чернозёмных или нечернозёмных) их было больше и почему?
  • Когда крестьянин становился собственником земли?
  • Как определялся выкуп за землю? Какова была роль государства в проведении выкупной операции? Кто и почему выигрывал от проведения выкупной операции?
  1. В процессе группового обсуждения составьте план своего выступления на научной конференции.
  2. Решите, в какой форме вы будете осуществлять презентацию, нужна ли вам презентация Power-point.
  3. Подумайте, как вы будете доказывать целесообразность (нецелесообразность) разных положений реформы.
  4. Будьте готовы ответить на вопросы по теме вашего выступления.
  5. Помните, что выступающий на конференции определяется жребием или его назначает учитель (может быть любое из условий).

 Задание 2 уровня сложности

(опора  на содержательное основание способа действия, требует рефлексивного отношения к предложенной ситуации)

Подготовьте выступление на научной конференции по теме «Отмена крепостного права: основные положения реформы».

В своём выступлении докажите целесообразность или нецелесообразность отдельных положений реформы. Ваше выступление должно содержать основные положения реформы, для этого, работая с источниками и предложенной информацией (предлагаются источники, указывается, где и что надо прочитать, изучить) вам необходимо их определить.

Опираясь на основные положения реформы, составьте план своего выступления. Помните, что вам нужно доказать целесообразность (нецелесообразность) разных положений реформы.

Если вам необходимо, подготовьте презентацию Power-point.

Будьте готовы ответить на вопросы по теме вашего выступления.

Помните, что выступающий на конференции определяется жребием или его назначает учитель (может быть любое из условий). 

Задание 3 уровня сложности

 (компетентностный уровень решения задачи)

  • Подготовьте выступление на научной конференции по теме «Отмена крепостного права: основные положения реформы».
  • В своём выступлении докажите целесообразность или нецелесообразность реформы, анализируя её основные положения.
  • Если вам необходимо, подготовьте презентацию Power-point.
  • Будьте готовы ответить на вопросы по теме вашего выступления.
  • Помните, что выступающий на конференции определяется жребием или его назначает учитель (может быть любое из условий). 

Групповое задание 2

В группу объединяются те, у кого преобладает в профиле преобладающее значение параметра оси

КОНКРЕТНЫЙ ОПЫТ (КОММУНИКАТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ)

Задание 1 уровня

(действия по алгоритму, предложенному учителем, или по заданному или

хорошо известному образцу)

Создайте из рисунков, схем, карикатур, журнальных и газетных вырезок на листе ватмана постер по теме «Отмена крепостного права: основные положения реформы». Решите задачу по определению размера выкупного платежа крестьянина Московской губернии.

Для выполнения задания:

  1. познакомьтесь с основными положениями реформы отмены крепостного права (предлагаются источники, указывается, где и что надо прочитать, изучить),
  2. обсудите ответы на вопросы в группе:
  • Как изменялось правовое положение крестьян после реформы? Какие права они получили? Становились ли они равноправными с другими сословиями?
  • Как была организована система местного крестьянского самоуправления в сельском обществе и волости?
  • Что такое временнообязанные отношения? Для чего они вводились? Когда прекращались?
  • Как и зачем была организована деятельность мировых посредников?
  • Как происходило наделение крестьян землёй в чернозёмных и нечернозёмных губерниях?
  • Как и почему различались условия освобождения крестьян в чернозёмных и нечернозёмных губерниях?
  • Чьи интересы (помещиков или крестьян, крестьян в чернозёмных или нечернозёмных губерниях) учитывались в большей степени и почему?
  • Что такое отрезки? В каких губерниях  (чернозёмных или нечернозёмных) их было больше и почему?
  • Когда крестьянин становился собственником земли?
  • Как определялся выкуп за землю? Какова была роль государства в проведении выкупной операции? Кто и почему выигрывал от проведения выкупной операции?
  1. В процессе группового обсуждения отберите (найдите) нужные вырезки, иллюстрации, подумайте, какие карикатуры, схемы, рисунки вы будете использовать в своём постере.
  2. Решите, из каких частей будет состоять ваш постер, как будет структурироваться на нём информация.
  3. Подумайте, в какой форме вы будете презентовать ваш постер.
  4. Будьте готовы ответить на вопросы по содержанию вашего постера.
  5. Решите задачу:

определите размер выкупного платежа крестьянина Московской губернии за 2 десятина земли, если известно, что стоимость одной десятины земли во время проведения реформы – 62 руб. 50 коп. (настоящая цена – 38 руб.). Из общей суммы стоимости земли крестьянин платил 20 %, 80 % остальной суммы за него платило государство при условии выплаты крестьянином в последующие 49 лет 6 % годовых от суммы, уплаченной за крестьянина, государством.

Какую сумму в итоге крестьянин должен был заплатить за 2 десятины, и какова была их настоящая цена? Помните, что представляющий постер от группы определяется жребием или его назначает учитель (может быть любое из условий).

Задание 2 уровня сложности

(опора  на содержательное основание способа действия, требует рефлексивного отношения к предложенной ситуации)

1. Создайте из рисунков, схем, карикатур, журнальных и газетных вырезок на листе ватмана постер теме «Отмена крепостного права: основные положения реформы». Ваш постер должен содержать основные положения реформы, для этого, работая с источниками и предложенной информацией (предлагаются источники, указывается, где и что надо прочитать, изучить) вам необходимо их определить.

2. Опираясь на основные положения реформы, продумайте, из каких частей будет состоять ваш постер. Подумайте,  в какой форме вы будете презентовать ваш постер.

3. Будьте готовы ответить на вопросы по содержанию вашего постера.

4. Решите задачу:

определите размер выкупного платежа крестьянина Московской губернии за 2 десятина земли, если известно, что стоимость одной десятины земли во время проведения реформы – 62 руб. 50 коп. (настоящая цена – 38 руб.). Из общей суммы стоимости земли крестьянин платил 20 %, 80 % остальной суммы за него платило государство при условии выплаты крестьянином в последующие 49 лет 6 % годовых от суммы, уплаченной за крестьянина, государством.

Какую сумму в итоге крестьянин должен был заплатить за 2 десятины, и какова была их настоящая цена?

Помните, что представляющий постер от группы определяется жребием или его назначает учитель (может быть любое из условий).

Задание 3 уровня сложности

 (компетентностный уровень решения задачи)

1. Создайте из рисунков, схем, карикатур, журнальных и газетных вырезок на листе ватмана постер теме «Отмена крепостного права: основные положения реформы». Вы можете использовать источники и предложенную информацию (предлагаются источники, указывается, где и что надо прочитать, изучить).

2. Подумайте,  в какой форме вы будете презентовать ваш постер.

3. Будьте готовы ответить на вопросы по содержанию вашего постера.

4. Решите задачу:

определите размер выкупного платежа крестьянина Московской губернии за 2 десятина земли, если известно, что стоимость одной десятины земли во время проведения реформы – 62 руб. 50 коп. (настоящая цена – 38 руб.). Из общей суммы стоимости земли крестьянин платил 20 %, 80 % остальной суммы за него платило государство при условии выплаты крестьянином в последующие 49 лет 6 % годовых от суммы, уплаченной за крестьянина, государством.

Какую сумму в итоге крестьянин должен был заплатить за 2 десятины, и какова была их настоящая цена?

Помните, что представляющий постер от группы определяется жребием или его назначает учитель (может быть любое из условий). 

Групповое задание 3

В группу объединяются те, у кого преобладает в профиле преобладающее значение параметра оси.

РЕФЛЕКСИЯ  (РЕФЛЕКСИВНО-СМЫСЛОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ)

Задание 1 уровня

(действия по алгоритму, предложенному учителем, или по заданному или  хорошо известному образцу)

Напишите коллективное эссе теме «Можно ли считать отмену крепостного права нравственным поступком?».

Для выполнения задания:

  1. познакомьтесь с основными положениями реформы отмены крепостного права (предлагаются источники, указывается, где и что надо прочитать, изучить).
  2. обсудите ответы на вопросы в группе:
  • Как изменялось правовое положение крестьян после реформы? Какие права они получили? Становились ли они равноправными с другими сословиями?
  • Как была организована система местного крестьянского самоуправления в сельском обществе и волости?
  • Что такое временнообязанные отношения? Для чего они вводились? Когда прекращались?
  • Как и зачем была организована деятельность мировых посредников?
  • Как происходило наделение крестьян землёй в чернозёмных и нечернозёмных губерниях?
  • Как и почему различались условия освобождения крестьян в чернозёмных и нечернозёмных губерниях?
  • Чьи интересы (помещиков или крестьян, крестьян в чернозёмных или нечернозёмных губерниях) учитывались в большей степени и почему?
  • Что такое отрезки? В каких губерниях  (чернозёмных или нечернозёмных) их было больше и почему?
  • Когда крестьянин становился собственником земли?
  • Как определялся выкуп за землю? Какова была роль государства в проведении выкупной операции? Кто и почему выигрывал от проведения выкупной операции?
  1. В процессе группового обсуждения отберите тот фактический материал, который вы будете использовать в своём эссе.
  2. Познакомьтесь с рекомендациями по написанию эссе.
  3. Выстройте свою деятельность по алгоритму, предложенному в рекомендациях.
  4. Будьте готовы ответить на вопросы по содержанию вашего эссе.
  5. Помните, что представляющий эссе от группы определяется жребием или его назначает учитель (может быть любое из условий).

Задание 2 уровня сложности

(опора  на содержательное основание способа действия, требует рефлексивного отношения к предложенной ситуации)

Напишите коллективное эссе теме «Можно ли считать отмену крепостного права нравственным поступком?».

Для выполнения задания:

  1. Познакомьтесь с основными положениями реформы отмены крепостного права (предлагаются источники, указывается, где и что надо прочитать, изучить).
  2. В процессе группового обсуждения отберите тот фактический материал, который вы будете использовать в своём эссе.
  3. Познакомьтесь с рекомендациями по написанию эссе.
  4. Выстройте свою деятельность по алгоритму, предложенному в рекомендациях.
  5. Будьте готовы ответить на вопросы по содержанию вашего эссе.
  6. Помните, что представляющий эссе от группы определяется жребием или его назначает учитель (может быть любое из условий).

Задание 3 уровня сложности

(компетентностный уровень решения задачи)

Напишите коллективное эссе теме «Можно ли считать отмену крепостного права нравственным поступком?».

Для выполнения задания:

  1. Используйте предложенные источники и литературу (предлагаются источники, указывается, где и что надо прочитать, изучить).
  2. Будьте готовы ответить на вопросы по содержанию вашего эссе.
  3. Помните, что представляющий эссе от группы определяется жребием или его назначает учитель (может быть любое из условий).

Групповое задание 4

В группу объединяются те, у кого преобладает в профиле преобладающее значение параметра оси

АКТИВНОЕ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ

(КРЕАТИВНО-ПРЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ)

Задание 1 уровня

(действия по алгоритму, предложенному учителем, или по заданному или хорошо известному образцу)

Проведите исследование по теме «Мотивы, интересы, потребности разных представителей сословий и насколько они были учтены основными положениями реформы». Сделайте вывод, кто выиграл, а кто проиграл от проведения реформы, и объясните почему.

Для выполнения задания:

  1. познакомьтесь с основными положениями реформы отмены крепостного права (предлагаются источники, указывается, где и что надо прочитать, изучить).
  2. обсудите ответы на вопросы в группе:
  • Как изменялось правовое положение крестьян после реформы? Какие права они получили? Становились ли они равноправными с другими сословиями?
  • Как была организована система местного крестьянского самоуправления в сельском обществе и волости?
  • Что такое временнообязанные отношения? Для чего они вводились? Когда прекращались?
  • Как и зачем была организована деятельность мировых посредников?
  • Как происходило наделение крестьян землёй в чернозёмных и нечернозёмных губерниях?
  • Как и почему различались условия освобождения крестьян в чернозёмных и нечернозёмных губерниях?
  • Чьи интересы (помещиков или крестьян, крестьян в чернозёмных или нечернозёмных губерниях) учитывались в большей степени и почему?
  • Что такое отрезки? В каких губерниях  (чернозёмных или нечернозёмных) их было больше и почему?
  • Когда крестьянин становился собственником земли?
  • Как определялся выкуп за землю? Какова была роль государства в проведении выкупной операции? Кто и почему выигрывал от проведения выкупной операции?

В процессе группового обсуждения определите, в чём состояли:

а) мотивы;

б) интересы;

в) потребности

крестьян чернозёмных и нечернозёмных губерний, разночинной интеллигенции, помещиков  чернозёмных и нечернозёмных губерний, государственной власти (чиновников), высших сановников, императора, мещанства, купечества.

  1. Определите, насколько этим мотивам, интересам, потребностям соответствовали основные положения реформы.
  2. Проиллюстрируйте ваши размышления на примере конкретных людей, которые жили в ту эпоху. Для этого осуществите поисковую деятельность, используя различные информационные ресурсы, в том числе, литературные произведения.
  3. Подумайте, в какой форме вы будете презентовать ваше творческое задание.
  4. Будьте готовы ответить на вопросы других групп.
  5. Помните, что осуществляющий презентацию от группы определяется жребием или его назначает учитель (может быть любое из условий).

Задание 2 уровня сложности

(опора  на содержательное основание способа действия,  требует рефлексивного отношения к предложенной ситуации)

Проведите исследование по теме «Мотивы, интересы, потребности разных представителей сословий и насколько они были учтены основными положениями реформы». Сделайте вывод, кто выиграл, а кто проиграл от проведения реформы, и объясните почему.

Для выполнения задания:

  1. познакомьтесь с основными положениями реформы отмены крепостного права (предлагаются источники, указывается, где и что надо прочитать, изучить).
  2. в процессе группового обсуждения определите, в чём состояли:

а) мотивы;

б) интересы;

в) потребности

крестьян чернозёмных и нечернозёмных губерний, разночинной интеллигенции, помещиков  чернозёмных и нечернозёмных губерний, государственной власти (чиновников), высших сановников, императора, мещанства, купечества.

  1. Определите, насколько этим мотивам, интересам, потребностям соответствовали основные положения реформы.
  2. Проиллюстрируйте ваши размышления на примере конкретных людей, которые жили в ту эпоху. Для этого осуществите поисковую деятельность, используя различные информационные ресурсы, в том числе, литературные произведения.
  3. Подумайте, в какой форме вы будете презентовать ваше творческое задание.
  4. Будьте готовы ответить на вопросы других групп.
  5. Помните, что осуществляющий презентацию от группы определяется жребием или его назначает учитель (может быть любое из условий).

Задание 3 уровня сложности

(компетентностный уровень решения задачи)

Проведите исследование по теме «Мотивы, интересы, потребности разных представителей сословий и насколько они были учтены основными положениями реформы». Сделайте вывод, кто выиграл, а кто проиграл от проведения реформы, и объясните почему. Проиллюстрируйте ваши размышления на примере конкретных людей, которые жили в ту эпоху. Для этого осуществите поисковую деятельность, используя различные информационные ресурсы, в том числе, литературные произведения.

Подумайте,  в какой форме вы будете презентовать ваше творческое задание. Будьте готовы ответить на вопросы других групп. Помните, что осуществляющий презентацию от группы определяется жребием или его назначает учитель (может быть любое из условий). 

Начало изучения раздела, 8 класс

 «Россия в эпоху правления Александра II (1855-1881 гг.)»

  1. Создание образа изучаемой эпохи у учащихся, используя различные визуальные и вербальные источники информации об эпохе Александра II: литературные произведения, документы, произведения архитектуры, изобразительного искусства. Эмоционально-эмпатийное восприятие эпохи.
  2. Создание карты эмоционально-ассоциативного восприятия исторической эпохи (эмоции, ассоциации, рисунки, опорные сигналы).
  3. Даётся задание – придумать оригинальное, отражающее ваши эмоции и ассоциации, название эпохи.
  4. Формулируется тема индивидуального творческого задания «Можно ли назвать эпоху Александра II….и почему? Каждым учеником выбирается индивидуальная форма выполнения задания (см. таб. ниже).

Выбор формы творческого задания 5. Создание ситуации самостоятельного целеполагания, используя следующий инструментарий (см. таб.).

Постановка целей

Проведение урока по теме «Основные положения реформы отмены крепостного права 19 февраля 1861 года (2 часа)

Раздел «Россия в эпоху правления Александра II (1855-1881 гг.)», 

8 класс

  1. Создание проблемной ситуации. Постановка проблемы: способствовала ли реформа отмены крепостного права прогрессивному развитию России?
  2. Проблемный диалог, в ходе которого выясняется, в чём проявляется прогресс:
  • в экономике (способствовала ли реформа развитию капитализма или законсервировала пережитки феодально-крепостнических порядков);
  • в политической сфере (способствовала ли она модернизации политического устройства);
  • в социальной сфере (привела ли к улучшению положения крестьянства);
  • в духовной сфере (способствовала ли прогрессу нравственности и духовности).

Варианты постановки проблемы:

1) Можно ли назвать реформу отмены крепостного права явлением модернизации?

2) Какой проект отмены крепостного права был бы для России наиболее оптимальным?

3) Отмена крепостного права – добро или зло для крестьян, государства, помещиков, дальнейшего развития России?

  1. Разбивка на 4 группы на основе результатов диагностики индивидуального стиля деятельности.
  2. Формулировка гипотез в процессе группового обсуждения.
  3. Группам предлагаются творческие задания (трёх уровней сложности), предлагается выбрать уровень сложности задания (можно поменять задание более высокого уровня сложности на более низкий уровень, в обратном случае – обмен не разрешается).
  4. Вместе с заданием группы получают критерии его оценивания.
  5. Работа с тезаурусом, необходимым для работы по творческим заданиям:
  • крепостное право,
  • сельское общество,
  • волость,
  • волостной сход,
  • волостной старшина,
  • крестьянская община,
  • выкуп,
  • отрезки,
  • мировые посредники,
  • временнообязанные отношения

Применяются активные и интерактивные методы работы с понятиями. Составление коллективного тезауруса.

Реализация образовательной траектории. Учитель – организатор познавательной деятельности учащихся, консультант, эксперт.

Условие: интеграция урочной и внеурочной деятельности.

  1. На 2-м уроке презентация и защита проектов. Межгрупповое обсуждение.
  2. Перед презентацией групповых заданий создаётся группа экспертов (4 человека, по 1 человеку от каждой группы). Эксперты осуществляют взаимооценку проектов. Учитель осуществляет экспертную оценку.
  3. На этапе межгруппового обсуждения группы получают задания задать познавательные, проблемные, эвристические вопросы по представленным проектам других групп, сделать комментарии, сформулировать предложения по улучшению работы другой группы, исправить допущенные другими группами ошибки.
  4. Этап взаимооценки, экспертной оценки учителя, рефлексии. Группа экспертов анализирует выполненные проекты по критериям в оценочных листах. Учитель представляет экспертную оценку выполненных проектов. Группы получают свои листы взаимооценки творческих заданий. Осуществляют рефлексию собственной деятельности по вопросам, предложенным учителем.
  5. Групповая дискуссия по проблеме, поставленной в начале первого урока. Коллективный поиск ответа на вопрос: способствовала ли реформа отмены крепостного права прогрессивному развитию России? с использованием методики обсуждения групповых вопросов.

П О П С – формулы

П – позиция Я полагаю…

О – объяснение потому что…

П – пример,   например… (не менее 2-х аргументов)

С – следствие, поэтому…(краткий резюмирующий вывод)

6. Обсуждение выдвинутых перед началом изучения темы гипотез и окончательные выводы по результатам исследований и выполнения творческих заданий.