Совсем недавно СМИ и интернет-издания бурно комментировали инцидент с 10-классником из ЯНАО, выступившим в бундестаге с покаянной речью о солдатах вермахта, погибших под Сталинградом.
Этот эпизод, как лакмусовая бумажка, показал глубину кризиса утраты ценностей в нынешнем обществе, когда оплаченная спонсорами (гранты ПАО «Газпром») поездка школьников в Германию за выполнение «заказа принимающей стороны» стала причиной отказаться от наших истинных ценностей. Значит, и память людская теперь продаётся и предаётся?! А может, это и не было никакими национальными ценностями?
Для нас, волгоградцев, память о Великой Отечественной войне тема острая, поскольку до сих пор буквально на каждом шагу мы сталкиваемся со свидетельствами страшных боёв и бесчисленных потерь 1942-1943 гг. Сами учителя и родители нынешних школьников выросли среди участников и очевидцев жесточайших событий Сталинградской битвы. У нас в семьях война отзывается болью потерь родных людей, память о которых хранится и передаётся последующим поколениям.
Но не мы ли, взрослые, виноваты в том, что нынешние учащиеся не понимают истинного значения Великой Отечественной войны? Ведь в советских учебниках война была названа всенародной, затронувшей каждую советскую семью, справедливой и освободительной. Вторая Мировая считалась войной против фашизма за освобождение Европы, порабощенной германским фашизмом. При этом главным её итогом считалось спасение Советским Союзом от гибели мировой цивилизации, которая была ей уготована по прихоти «господствующей расы».
Зато авторы ряда современных учебников считают правильным обрушивать на голову ученика огромное количество фактов, при этом в разы сократив описание сражений, перемещений войск и т.д. Неудивительно, что рассказ о битве под Москвой, например, у них уместился в 1 абзац (при этом военной стратегии германского блока 1942 года щедро отдана целая страница). В таких УМК вы не найдёте ни одного упоминания о подвигах, почти нет имен героев. В лучшем случае в текстах встречаются фамилии военачальников и политических лидеров. Получается, что для нынешних детей и подростков остаётся полной загадкой судьба человека на войне и в целом понимание того, чем вообще является война.
И где в этих учебниках место для воспитательного воздействия на детей? Или же авторы и цели такой перед собой не ставили? Просто напичкали детей формальными сведениями, которые «выветрятся» сразу после сдачи ЕГЭ, не затронув ни одной струны в сердце…
Рекомендуем также посмотреть программу «Бесогон TV»: Разрушь память и бери без боя.
https://www.newstube.ru/media/besogon-tv-razrush-pamyat-i-beri-bez-boya
Прочитайте записи, сделанные российским журналистом ВГТРК, по поводу выступления 10-классника в бундестаге (приводим ниже).
Андрей Медведев: Если бы мне пришлось выступать в Бундестаге, как мальчику Коле…
Facebook: Андрей Медведев (23 ноября 2017 в 19:16)
«Если бы мне пришлось выступать в Бундестаге, как мальчику Коле, то я, пожалуй сказал такие слова:
- Уважаемые депутаты. Сегодня я увидел чудо. И это чудо называется Германия. Я шел к вам и смотрел на красивые берлинские улицы, на людей, на замечательные памятники архитектуры, и теперь я стою тут, и смотрю на вас. И я понимаю, что всё это чудо. Что вы все родились на свет и живете в Германии. Почему я так думаю?
Потому что учитывая то, что ваши солдаты сделали у нас, на оккупированных территориях, бойцы Красной Армии могли запросто оставить на месте Германии выжженное поле, руины и только параграфы учебников напоминали бы о том, что была когда-то такая страна. Это страшно, но так могло случиться.
Вы вероятно не помните всех подробностей оккупации, но это и не нужно. Я просто напомню вам о том, что солдаты Вермахта и СС делали с советскими детьми. Их расстреливали. Часто на глазах у родителей. Или наоборот, сначала стреляли в папу с мамой, а потом в детей. Ваши солдаты насиловали детей. Детей сжигали заживо. Отправляли в концлагеря. Где у них забирали кровь, чтобы делать сыворотку для ваших солдат. Детей морили голодом. Детей жрали насмерть ваши овчарки. Детей использовали в качестве мишеней. Детей зверски пытали просто для развлечения.
Вот вам два примера. Офицеру вермахта мешал спать младенец, он взял его за ногу и разбил его голову об угол печки. Ваши летчики на станции Лычково разбомбили эшелон, на котором пытались вывезти детей в тыл, и потом ваши асы гонялись за перепуганными малышами, расстреливая их в голом поле. Было убито две тысячи детей.
И вот только за одно то, что ваши солдаты делали с детьми, повторюсь, бойцы Красной Армии, видевшие бесконечное кровавое пепелище от Волги до Западного Буга, могли сорваться, превратиться в беспощадных мстителей, и уничтожить Германию полностью. Возможно, даже с её жителями. Ведь они говорили и писали с фронта, не боясь цензуры, во время войны, что хотят отомстить немцам. Не фашистам. Не нацистам. Именно немцам.
Но они этого не сделали. Жалею ли я об этом? Конечно нет. Как можно жалеть о том, что не пролилась кровь? Как можно жалеть о том, что наши солдаты и офицеры проявили невероятный гуманизм и милосердие? Я преклоняюсь перед высочайшим духом и стальной волей моих предков, которые нашли в себе какие-то невероятные силы, чтобы не стать такими же скотами, какими были солдаты Вермахта. На пряжках немецких солдат писалось «С нами Бог». Но они были порождением ада и несли ад на нашу землю. Солдаты Красной Армии были комсомольцами и коммунистами, но советские люди оказались куда большими христианами, чем жители просвещенной религиозной Европы. И не стали мстить. Смогли прочувствовать, понять, что адом ад не победить.
Вам не стоит просить у нас прощения, ведь лично вы ни в чем не виноваты. Вы не можете отвечать за своих дедов и прадедов. И потом, прощает только Господь. Но я скажу честно – для меня немцы навсегда чужой, чуждый народ. Это не потому что лично вы плохие. Это во мне кричит боль сожженных Вермахтом детей. И вам придется принять, что как минимум еще моё поколение — для которого память о войне это награды деда, его шрамы, его фронтовые друзья — будет воспринимать вас так. Что будет потом, я не знаю. Возможно, после нас придут манкурты которые все забудут. И мы многое для этого сделали,… , но я надеюсь, что еще не все потеряно для России.
Нам конечно нужно сотрудничать. Русским и немцам. Нужно вместе решать проблемы. Бороться с ИГИЛ и строить газопроводы. Но вам придется принять один факт: мы никогда не будем каяться за эту нашу Великую войну. И тем более за Победу. И тем более перед вами. Во всяком случае, повторюсь, моё поколение. Потому что мы тогда спасли не только себя. Мы спасли вас от вас самих. И я даже не знаю, что важнее.»
СПРАВКА
Манку́рт — согласно роману Чингиза Айтматова «Буранный полустанок» («И дольше века длится день»), взятый в плен человек, превращенный в бездушное рабское создание, полностью подчиненное хозяину и не помнящее ничего из предыдущей жизни.