УРОК ПАМЯТИ

Здесь можно познакомиться с материалами авторской учебно-методической разработки Фастовой Е.И. «ЧЕЛОВЕК НА ВОЙНЕ» (создание виртуального музея), она была размещена 29.05.2017 на портале «Дрофа-Вентана» web@drofa-ventana.ru

Результат работы: 3-е место в конкурсе в рамках Международного краудсорсингового интернет-проекта  «Страна с великой историей» (конкурс Всероссийская акция «УРОКИ ПАМЯТИ»).

Материалы представлены на конкурс для учителей в рамках акции «УРОКИ ПАМЯТИ» https://hist.drofa-ventana.ru/development/1433

Методическая разработка патриотического урока памяти (внеурочного занятия), посвященного Великой Отечественной войне в ходе реализации социально-педагогического проекта по созданию в гимназии виртуального музея

Тема: «Человек на войне» (создание виртуального музея)

Автор: учитель истории МОУ «Гимназия № 16 Тракторозаводского района города Волгограда», кандидат педагогических наук,  Елена Игоревна Фастова

Цели, подходы и рекомендации для учителя по проведению занятия

Данная разработка может оказаться полезной тем преподавателям, которые занимаются развитием исследовательских и проектных умений учащихся на уроках и в формате внеурочной деятельности, а также классным руководителям, педагогам-организаторам и заместителям директора по воспитательной работе для проведения мероприятий в рамках указанной тематики.

Даже отдельные элементы разработки могут в дальнейшем стать основой для проведения интегрированных уроков (история, информатика, литература, иностранные языки), межпредметных проектов, театрализованных постановок, микроисследований учащихся и пр.

Работа по открытию в гимназии виртуального музея начинается с того, что в преддверии даты разгрома фашистских войск в битве под Сталинградом (2 февраля) учитель предлагает школьникам опережающее задание, рассчитанное на выполнение в период до празднования Дня Победы (9 мая). Ребята при посещении разных музеев (вместе со своими  родителями или в составе группы) изучают материалы экспозиций музеев города Волгограда, знакомятся с экспонатами и историей военных лет (имеются в виду музеи крупных местных предприятий, учебных заведений и областной краеведческий музей) и с особенностями работы экскурсоводов и других работников музея.

Основная тематика детских исследований судьба человека на войне. Это могут быть факты биографий широко известных по их подвигам героев или детей военного Сталинграда, тружеников тыла, участников подполья, партизанских формирований или кадровых офицеров.

Отдельным направлением исследований становится детальное и глубокое изучение школьниками истории собственной семьи, в которой есть участники Великой Отечественной войны. Одним из эффектов этого «Урока Памяти» может также стать пробудившееся у ребят желание заниматься поисковой работой для выяснения судьбы неизвестных солдат, погибших (пропавших без вести) во время боев, которые велись на территории Волгоградской области. Таким образом, педагог мотивирует школьников к дальнейшей деятельности в рамках этой тематики. Впоследствии они могут, например, войти в состав поисковых отрядов или примкнуть к движению «Волонтёры Победы», стать организаторами и добровольцами школьных, городских патриотических акций и крупных региональных, общероссийских и международных проектов (используется подборка материалов портала комитета по молодёжной политике администрации Волгоградской области о патриотической работе в нашем регионе, учитель обзорно познакомил детей с направлениями этой деятельности в заключительной части занятия).

В самой гимназии создается виртуальный музей, и проходит период его становления. На параллели 5-х и более старших классов выделяется группа экскурсоводов, которые хорошо ориентируются в содержании материала и умеют представлять его в виртуальной экспозиции. Кроме того, на базе виртуального музея гимназии учащиеся, учителя и прочие сотрудники школы смогут лучше подготовиться к акции «Бессмертный полк», формируя для этого «Наш взвод героев». Он должен включать информацию об их родных, участвовавших в Великой Отечественной войне.

В рамках создания виртуального музея в гимназии между детьми и взрослыми (работники школы, например, заместитель директора по воспитательной работе, учителя истории, литературы и информатики, педагог-организатор, педагоги дополнительного образования и др.) посредством ролевой игры распределяются следующие функции:

  • исследователей,
  • виртуальных экскурсоводов,
  • оформителей,
  • консультантов (экспертов) по разным направлениям,
  • координатора (организатора) деятельности и развития фондов музея. Параллельно идёт работа с формированием медиатеки литературных произведений о войне, также дети собирают цитаты выдающихся людей о подвиге и воинской доблести.

Целями создания и дальнейшей работы такого музея является:

  • личностное развитие школьников как результат реализации воспитательного потенциала созданной самими учениками в совместной деятельности с учителями и родителями информационно-образовательной среды,
  • расширение и углубление знаний учеников основной школы по истории Великой Отечественной войны,
  • приобретение школьниками и развитие их умений применения историко-антропологического подхода при изучении событий Великой Отечественной войны,
  • формирование у гимназистов 5-го и последующих классов эмпатийного восприятия фактов Великой Отечественной войны, а также устойчивого познавательного интереса к судьбам поколения военных лет,
  • патриотическое воспитание подрастающего поколения, формирование у ребят семейных ценностей, обеспечение преемственности поколений прошлого, настоящего и будущего России.

В отношении школьников, учителей и посетителей виртуального музея его экспозиции (залы) могут помочь реализовать следующие задачи:

  • информирование посетителей музея о событиях и героях военной истории страны посредством проведения школьниками экскурсий по залам виртуального музея, участия в исследованиях и проектах на его базе;
  • создание и в последующем накопление уникальных материалов (экспонатов), отражающих судьбы людей поколений 40-х гг., помощь в подготовке к юбилейным датам военно-исторических событий и героев военного периода;
  • овладение ребятами навыками поисково-исследовательской деятельности, в перспективе создание условий для развития их учебно-исследовательской компетентности;
  • создание возможностей для разработки новых проектов, открытие новых залов/экспозиций виртуального музея и вовлечение более широкого числа участников в деятельность виртуального музея из среды школьников разного возраста, представителей общественных организаций, учителей различных предметов, родителей учащихся, членов ветеранских и патриотических клубов и объединений, а также поисковых отрядов;
  • становление информационной культуры учеников и развитие информационно-коммуникационной компетентности;
  • повышение готовности к диалогу и совершенствование коммуникативных качеств в совместной деятельности со сверстниками и взрослыми, в том числе при сотрудничестве с представителями сторонних организаций.

В образовательном учреждении создается виртуальный музей «Человек на войне», в котором постепенно собираются в тематические экспозиции материалы для разных виртуальных залов, посвященных судьбам поколения 40-х гг, связанных с различными событиям Великой Отечественной войны, включая важнейшие сражения:

  • оборона Брестской крепости,
  • блокада Ленинграда,
  • героическая защита Севастополя,
  • Московское сражение,
  • Сталинградская битва,
  • Курская дуга,
  • форсирование Днепра,
  • Берлинская операция и др.

Данная разработка реализует историко-антропологический подход к изучению истории, взгляд на историю своей страны через призму регионального краеведения и истории своего рода, своей фамилии.

Представленные в виртуальном музее материалы могут содержать как описание и изображение исторических артефактов, предметов из виртуальных коллекций, так и фамильных реликвий (писем, фотографий, наградных документов и пр.). Виртуальный музей гимназии за счёт применения информационно-коммуникационных технологий сможет решить проблемы, свойственные традиционным музеям. Речь идет об условиях хранения, обеспечения безопасности, широкой и быстрой доступности к экспонатам.

Ценным для образовательного учреждения является то, что любой ученик (его семья) или сотрудник может привнести свой вклад в формирование экспозиций по самым разным направлениям, темам и даже областям знаний. Кроме того, хорошо подготовленные учащиеся могут претендовать на получение роли виртуальных экскурсоводов в первой группе. Лидерами здесь становятся самые подготовленные и заинтересованные старшеклассники, которые со временем сами смогут «вырастить себе смену» из числа ребят 5-6 классов. Всё это будет способствовать расширению кругозора школьников, развитию их мотивации к учению и к исследовательской деятельности, а также повышению уровня их информационной и коммуникативной компетентности.

Это занятие, как и сама подготовка к нему, способствует мотивации ребят к чтению литературных произведений, просмотру фильмов военной и краеведческой направленности, а также к занятиям историей военного времени, топонимикой, изучению биографий старших поколений своей семьи (генеалогией). Виртуальный музей призван учить школьников бережному отношению к памяти об участниках и героях Великой Отечественной войны в своей семье, в городе (регионе) и в стране.

Финальная тема урока (или внеурочного занятия) — о НЕИЗВЕСТНОМ СОЛДАТЕ — тоже является органичной в контексте создания виртуальной экспозиции. Эта тема может в дальнейшем оформиться у детей в отдельный проект. Педагог может  предложить им выяснить и рассказать классу о том, как появился памятник неизвестному солдату на Мамаевом Кургане, они возложат к нему цветы и сфотографируют монумент и возложение. Учитель напоминает учащимся, сколько было и остается не найденных, пропавших без вести, и не только среди призванных в ряды Красной Армии в годы войны, но и безвестных тружеников тыла, колхозников, не имевших даже паспортов… Если дети не просто приведут статистику, а еще в чьей-то семье окажется, что родные получили письмо от командования, о том, что их родственник (боец) пропал без вести, и историю о том, как они искали сведения о нем, это лишь усилит эмоциональную составляющую занятия (такой пример приводит из своей биографии учитель истории, автор данной разработки).

Еще в рамках «Урока Памяти» может быть намечена на перспективу и тема ПОИСКА. Поисковые отряды на территории только нашего региона ежегодно находят всё новых погибших, чтобы похоронить их с почестями и пытаются разыскать информацию о том, кем были погибшие… Описание этой деятельности и ее результатов также послужит основой для самостоятельного проекта в экспозиции музея «Человек на войне». Со временем в гимназии начнет формироваться и отдельный виртуальный зал «О войне после войны».

Учитель проводит «Урок Памяти» (занятие) с опорой на материалы презентации «Человек на войне». Она включает подобранные и выстроенные учителем в хронологической последовательности событий Великой Отечественной войны, информационные материалы и фотохронику военной истории, воспоминаний очевидцев, участников значимых событий (в том числе 1942-1943 гг. в Сталинграде и на территории нашего региона), бойцов Красной Армии, партизан, тружеников тыла. Виртуальные залы содержат материалы, которые отражают экскурсоводы в своих рассказах.

Учащиеся эмоционально вовлекаются в занятие с первой же минуты, когда звучит голос Ю. Левитана, зачитывающего текст правительственного сообщения 22 июня 1941 года, а также активно включаются в урок на этапах проведения экскурсий по залам виртуального музея и представления своих проектов с использованием материалов из семейного архива. Каждому из этих ребят заранее было предложено провести интервью в своей семье и выяснить, как связаны их родственники с периодом и событиями Великой Отечественной войны и Сталинградской битвы, собрать необходимую информацию из воспоминаний родных, подобрать фотоснимки.

Форма проведения: урок истории (или внеурочное занятие), 5 (6) класс.

Возраст учащихся: 10-12 лет.

Оборудование: проектор, интерактивная доска, компьютер, аудиоколонки.

План занятия

 Виртуальная экскурсия по залам музея.

  1. Презентация семейных проектов «История моей семьи в истории Великой Отечественной войны» на основе источников из семейных архивов.
  2. Обсуждение «эффекта последействия», направлений дальнейшей деятельности и перспектив в реализации единого проекта по созданию и пополнению экспозиций виртуального музея.

ХОД ЗАНЯТИЯ

  1. Проблематизация и актуализация тематики виртуального музея

слайды 1-6

Слайд 1 (титульный). Человек на войне (старт презентации учителя).

Учитель погружает учащихся в атмосферу урока памяти, говоря о кануне и начале Великой Отечественной войны, используя фрагмент песни «Священная война». Уже на 3-й день войны – 24 июня 1941 года – в центральной прессе были опубликованы стихи поэта В.И. Лебедева-Кумача «Священная война». Композитор А.В. Александров написал к ним музыку. Впервые песню «Священная война» исполнил 26 июня 1941 г. Краснознамённый ансамбль красноармейской песни и пляски СССР на площади Белорусского вокзала перед войсками, которые отправлялись на фронт.

 Слайд 2. Невозможно всегда быть героем, но всегда можно оставаться человеком (И. Гёте).

О самой войне и о людях, которые совершили подвиг, сохранилось много свидетельств и воспоминаний. Юные исследователи из числа 5-классников подготовили 6 виртуальных экспозиций о страницах истории, связанных с героизмом советских людей и детей на войне.

2. Виртуальная экскурсия по залам музея

 Слайд 3. Виртуальный музей гимназии «Человек на войне» приглашает всех познакомиться с экспозициями, посвященными Великой Отечественной войне (1941-1945).

Учитель сообщает ребятам о том, что на этом занятии они смогут познакомиться с 6-ю виртуальными экспозициями, а в дальнейшем их число постепенно будет расти и обретать детализацию.

Слайд 4. «Мы открылись!»

 Начало работы школьного виртуального музея – май 2017 г.

Слайд 5. Виртуальные экспозиции.

 В 6-ти залах учащиеся вместе с учителем начали собирать материалы для школьного виртуального музея: «Брест», «Ленинград», «Москва», «Севастополь», «Сталинград» и «История моей семьи в истории Великой Отечественной войны».

Слайд 6. 22-го июня 1941 года страна слушает сообщение о начале войны.

Учитель включает аудиозапись с голосом Юрия Левитана, который зачитывает правительственное сообщение о начале войны 22 июня 1941 года. Далее следует переход к рассказу о подвиге военнослужащих, участников обороны Брестской крепости, и гражданского населения.

ВИРТУАЛЬНАЯ ЭКСПОЗИЦИЯ «БРЕСТ»

слайды 7-11

Слайды 7 — 11. Героизм в Брестской цитадели.

Начинается виртуальная экскурсия по залам музея. Введение делает учитель, а затем передает слово экскурсоводу (ученику 5-го класса), который знакомит посетителей этого зала с ситуацией начала и хода войны и с поступками героев Брестской крепости. При этом он использует найденные сведения (информация о событиях и героях обороны Брестской крепости с 22 июня 1941  по 20 июля 1941 года).

В рассказе дети-экскурсоводы сделали акцент на факты о конкретных людях, которые оказывали сопротивление захватчикам при защите крепости. Каждый день фашисты на несколько минут прекращали осаду крепости и с помощью мощных радиоустановок предлагали бойцам сдаться в плен. Но о том, чтобы сложить оружие, у защитников даже не возникало мысли…. Волнующим моментом стало описание подвига отца – начальника 9-й погранзаставы — и его дочери Нюры Кижеватовых. Ожесточенное сопротивление врагу оказывали не только офицеры и солдаты, но и женщины, и дети, несмотря на голод, отсутствие воды и постоянные обстрелы и атаки гитлеровцев и отсутствие поддержки.

 ВИРТУАЛЬНАЯ ЭКСПОЗИЦИЯ «ЛЕНИНГРАД»

слайды 12-16

 Слайд 12 . Блокада Ленинграда: жизнь и смерть рядом.

Официальной датой начала блокады считается 8 сентября 1941 года. Несмотря на жесточайшие по своему накалу бои на подступах к городу, «с наскока» взять его гитлеровцы не смогли. А потому 13 сентября начался артиллерийский обстрел Ленинграда, который фактически продолжался всю войну. В блокированном городе на тот момент оставалось не менее 2,5 миллиона жителей. Среди них было около 400 тысяч детей.

Слайд 13. Дневник школьницы Тани Савичевой.

Рассказ экскурсовода. Как известно, дневник Тани Савичевой стал на Нюрнбергском процессе одним из обвинительных документов против фашистских преступников. Вечным символом страданий ленинградцев, испытавших на себе вражескую блокаду, является сама эта девочка-подросток. Мирному населению города пришлось испытать ужас и безнадежность и продолжать упорно бороться с беспощадным врагом. Девочка, страдая от утраты родных ей людей, в своем дневнике делала записи о том, как убавлялась от голода, бомбежек, непосильного труда и лишений ее семья вместе с населением города.

Слайды 14 -16.  Блокадный хлеб. Жизнь и смерть рядом. Дорога жизни.

 Экскурсоводы приводят данные о составе блокадного пайка ленинградского хлеба в расчете на 1 человека. Чтобы остановить приближение полного голода и растянуть запасы муки, к ней добавляли по 12% размолотого солода, овсяную и соевую муку. Потом туда же начали добавлять жмыхи, отруби, опилки и размолотую кору деревьев.

Благодаря тому, что чудом выжила старшая сестра Тани Нина, ей уже в 1945 году удалось разыскать этот дневник и рассказать миру о страшной трагедии героического Ленинграда. Его дети вместе с взрослыми жителями смогли победить смерть.

 ВИРТУАЛЬНАЯ ЭКСПОЗИЦИЯ «МОСКВА»

слайды 17-21  

Слайды 17 — 18. Оборона столицы.

Учитель рассказывает о героях-панфиловцах, группе политрука Клочкова, оборонявших Москву на северных подступах к ней, подвиге молодой комсомолки-партизанки Зои Космодемьянской, о первом воздушном ночном таране, совершённым под Москвой лётчиком В.Талалихиным, курсантах Наро-фоминского военного училища, кавалерийском корпусе под командованием Л.М. Доватора, защищавших подступы к Москве.

В битве под Москвой в рядах 3-го кавалерийского корпуса Л.М. Доватора  принимал участие Феноген Васильевич Дербенцев, прадед нашей Сони Дербенцевой, ученицы 5б класса. Свой исследовательский проект она представляет в 6-м зале виртуального музея.

Сколько их, известных и безвестных героев, отдавших свои жизни за счастье последующих поколений, за то, чтобы небо над головой всегда оставалось мирным? Народ, переживший страшную трагедию войны, будет всегда помнить о том, какую цену заплатили наши близкие и родные люди за эту Великую Победу. Учитель приглашает посетителей виртуального музея познакомиться с героическими поступками танкиста Дмитрия Лавриненко.

 Слайды 19 — 21.  Подвиги танкиста Дмитрия Лавриненко.

Следующий экскурсовод опирается в сообщении на информацию для виртуального зала «Москва».

Он рассказывает о том, что работавший до войны учителем начальной школы Д. Лавриненко стал танкистом-героем и воевал на машинах Т-34 с пушкой 76-мм образца выпуска 1941 года. При этом функции командира и наводчика выполнял он сам. Как выяснили ребята, например, на немецких «тиграх» и «пантерах» командир танка только руководил и координировал действия экипажа боевой машины, а отдельный человек – наводчик – вел огонь из орудия. Дмитрий Лавриненко показал грамотную стратегию и тактику боевого искусства, и уникальную результативность. Всего за 2,5 самых тяжелых и сложных месяца с начала войны он сумел уничтожить 52 вражеских танка. После этого он погиб, получив осколочное ранение. Еще в декабре 1941 года он был представлен к званию Героя Советского Союза, но почему-то наградили его тогда только орденом Ленина. Правда, к тому времени его уже не было в живых. А звание героя ему присвоили посмертно лишь в 1990-м году…

Звучит песня «У деревни Крюкова» в исполнении детского хора.

ВИРТУАЛЬНАЯ ЭКСПОЗИЦИЯ «СЕВАСТОПОЛЬ»

 слайды 22-26 

Слайды 22 – 26. Севастополь не сдается врагу!

Как следует из найденных материалов, вражеские бомбы на Севастопольскую бухту посыпались с неба еще в 3 часа 13 минут 22 июня 1941 года. За период кровавого противостояния фашистским силам население цветущего до войны приморского города сократилось до 3000 человек. Земля в местах боёв была обильно напитана кровью героев. В память о тех, кто, не щадя себя, защищал и освобождал Севастополь, многие улицы носят имена героев Великой Отечественной войны. Город освободили только 9 мая 1944 года… Наши войска потеряли здесь с начала войны 150 тысяч убитыми, умершими от ран и пропавшими без вести, а также 45 тысяч — ранеными.

 Слайд 27 — 28. Прославленный снайпер, герой Советского Союза Людмила Павличенко

 Речь экскурсовода заходит о подвиге киевской студентки, ставшей легендарным снайпером, при обороне Севастополя. Имя Людмилы Павличенко известно далеко за пределами нашей страны. Ее личный вклад в уничтожение врагов свидетельствует о необыкновенной храбрости этой девушки, оказавшейся на войне в силу сложившихся обстоятельств.

Однажды, прибыв в составе делегации в США, Людмила на митинге в Чикаго призывала союзников ускорить открытие второго фронта. Ее знаменитое обращение дословно было следующим: «Мне двадцать пять лет, — сказала девушка-снайпер собравшимся американцам. — Я уже успела уничтожить на фронте 309 фашистских захватчиков. Не кажется ли вам, джентльмены, что вы слишком долго прячетесь за моей спиной?!..».

ВИРТУАЛЬНАЯ ЭКСПОЗИЦИЯ «СТАЛИНГРАД»

слайды 29-38

Слайды 29 — 38. Сталинградская битва (17 июля 1942 – 2 февраля 1943). Отстояли Сталинград!

 Экскурсовод приводит следующую статистику. 17 июля 1942 года — начало величайшей за всю историю Второй мировой войны 200-дневной Сталинградской битвы. Никакая другая  битва не может сравниться с этой по масштабам, ожесточенности и своему значению.

Она развернулась на огромной территории в 100 тысяч кв.км. На отдельных этапах с обеих сторон в ней участвовало свыше 2 миллионов человек, до 2 тысяч танков, более 2 тысяч самолетов, до 26 тысяч орудий. В ходе сражения под Сталинградом советские войска разгромили 5 армий: 2 немецкие, 2 румынские и 1 итальянскую. Немецко-фашистские войска потеряли убитыми, ранеными, плененными более 800 тысяч солдат и офицеров, а также большое количество боевой техники, оружия и снаряжения.

Только в период боев с 10 января по 2 февраля 1943 года войска Донского фронта разгромили 22 фашистские дивизии, взяли в плен 91 тысячу солдат и офицеров, в том числе 24 генерала во главе с Паулюсом.

Во время Сталинградской битвы 112 советских воинов стали Героями Советского Союза.

Посетителям музея также рассказывают про тех героев Сталинградской битвы, имена которых им известны. Экскурсовод напоминает, что не только взрослые, но и пионеры входили в состав отрядов партизанского подполья. Многие дети и подростки сознательно в разных точках сражающейся страны становились разведчиками и диверсантами. Самыми известными из юных партизан по их подпольной деятельности стали Марат КазейВолодя ДубининЛёня Голиков и Валя Котик (все они погибли в боях, кроме Володи Дубинина, подорвавшимся на мине; и всем им, кроме более взрослого Лёни Голикова, к моменту гибели было по 13-14 лет). Также широко распространилась практика включения подростков школьного возраста в составе воинских частей (этих ребят называют «сыновья и дочери полков»). В этой связи стоит вспомнить повесть Валентина Катаева, в которой персонажем являлся 11-летний Исаак Раков.

Пионеры быстро осваивались  на военных кораблях юнгами; в советском тылу они трудились на заводах, заменяя призванных в ряды Красной Армии взрослых, становились участниками гражданской обороны.

«Лучше умереть стоя, чем жить на коленях», — лозунг Долорес Ибаррури, сын которой скончался после ранения, полученного в «сталинградской мясорубке», как нельзя более точно описывает боевой настрой советских солдат перед этой судьбоносной битвой. Сталинградская битва показала всему миру героизм и беспримерное мужество советского народа. Причём не только взрослых, но и детей. Сражение на Волге стало самым кровопролитным в годы Второй мировой войны, кардинально изменившим её ход.

На века останутся в памяти народа имена таких героев, как Василий Зайцев, который за полтора месяца, уничтожил более двухсот солдат и офицеров рейха, в том числе 11 снайперов. После войны он написал два учебника для снайперов. За проявленную боевую доблесть командиру снайперской группы присвоили звание Героя Советского Союза, вручили орден Ленина и медаль «Золотая Звезда». После ранения, когда он чуть не потерял зрение, Зайцев снова вернулся на фронт и встретил Победу в звании капитана.

Также широко известно имя сержанта Якова Павлова, который получил за оборону одного дома звание Героя Советского Союза. Ему удалось, избегая крупных потерь, в течение 58 суток успешно оборонять дом в центре города и не давать врагу пробиться к Волге.

Известна своей храбростью и юная разведчица Люся Радыно, которая 7 раз ходила за линию фронта. Командование наградило ее медалями «За отвагу» и «За оборону Сталинграда». После войны она приехала назад в Ленинград, окончила институт, создала семью, и много лет работала учительницей младших классов Гродненской школы №17.

Также школьники знают о подвигах Михаила Паникахи, Матвея Путилова, Рубена Ибаррури, Гули Королёвой и других героев, имена которых увековечены в монументах и названиях улиц городов и других населенных пунктов Волгоградской области.

Учащиеся также смогут узнать, чьё имя носит одна из улиц Волгограда, которая находится на территории Тракторозаводского района, где расположена гимназия № 16.

 Слайды 39 — 41. Растёт в Волгограде березка, попробуй ее позабудь…

ПЕСНЯ 

Звучит одноименная песня Маргариты Агашиной и Григория Пономаренко в исполнении Людмилы Зыкиной. Несколько экскурсоводов, которые нашли обширный материал краеведческого характера, представляют экспозицию виртуального зала, посвященного защитникам Сталинграда. Особенно эмоциональным стал рассказ экскурсовода о непростой судьбе «агашинской» берёзки, которую в память о 4-х своих погибших братьях посадил на Мамаевом Кургане сталевар завода волгоградского завода «Красный Октябрь» Федор Рыкунов.

ВИРТУАЛЬНЫЙ ЗАЛ   «ИСТОРИЯ МОЕЙ СЕМЬИ В ИСТОРИИ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ»

слайды 39-50

Презентация семейных проектов

Слайды 42 – 43.  «Наши проекты»

Учитель передает слово тем ребятам, которые подготовили презентации семейных проектов. Для этого они использовали домашние архивы, переписку, документы и фотоснимки, а также проинтервьюировали своих родственников старших поколений. Представление каждого проекта занимает не более 5 минут. Все презентации остаются в экспозиции этого зала. Они могут в дальнейшем дорабатываться, дополняться и изменяться в оформлении.

Свои проекты первыми представили 5-классники:

  • Диана Бутенко,
  • Ирина Глущенко,
  • София Гнездилова,
  • София Дербенцева,
  • Элина Пивоварова,
  • Ульяна Смирнова,
  • Мария Чугуева и другие учащиеся, а также
  • учитель истории Елена Игоревна Фастова.

По итогам этой работы в гимназии приступили к формированию «Нашего взвода героев».

 Обсуждение перспектив и возможных направлений развития экспозиций виртуального музея

 Слайды 44 – 48.

Звучит песня Анатолия Доровских «Молитва» в исполнении нашей 13-летней землячки Елизаветы Качурак  (она представляла Город воинской славы Калач-на-Дону и победила в 4-м сезоне «Голос. Дети»).

Учитель задает учащимся вопрос, все ли жители нашей страны, чьи родные сражались на фронте или трудились в тылу в годы Великой Отечественной войны, смогли принять участие в шествии «Бессмертного полка» 9 мая. Почему? Далее детям рассказывается об акции и сайте «Бессмертный полк», которая обретает все больше участников не только в России, но и за рубежом, о ресурсе «Мемориал» и проекте «Звезда Победы».

 Слайд 49. «Кто они: неизвестные солдаты?»

Обсуждение возможностей пополнения экспозиций виртуального музея материалами к 75-летию Сталинградской битвы (которое будет отмечаться 2 февраля 2018 года), поиска сведений и оформления проекта ко Дню неизвестного солдата (3 декабря). Здесь ребятам также помогут семейные архивы с информацией о воинах, пропавших без вести.

Слайд 50.

 Заключительная часть занятия проводится учителем, который обзорно знакомит школьников с военно-историческими проектами, поисковыми организациями и патриотическими движениями Волгоградской области и обращает внимание ребят на возможность расширения сотрудничества с ними как для обогащения экспозиций виртуального музея гимназии, так и увеличения багажа своих собственных знаний (см. материалы приложения 8 и 9). В завершении звучит аудиофрагмент «Помните!» (из поэмы Роберта Рождественского «Реквием»).

 Список использованной литературы

  1. Барятинский М.Б. 1942. Сталинград / М.Б. Барятинский. – М. : Изд-во Яуза, 2009.
  2. Виноградов И.В. Герои и судьбы / И.В. Виноградов – Л.: Лениздат, 1988
  3. Караев В.И. В бою и труде. Подростки в Великой Отечественной войне / В.И. Караев. –М. : Молодая гвардия, 1982.
  4. Максимова Э.С. Дети военной поры / Э.С. Максимова. – М. : Политиздат, 1988.
  5. Прописаны в Волгограде навечно: сборник. — Волгоград : Нижне-Волжское книжное изд-во, 1975. — 176 с.
  6. Сталинградская битва. Июль 1942 — февраль 1943: энциклопедия / под ред. М. М. Загорулько. — 5-е изд., испр. и доп. — Волгоград : Издатель, 2012. — 800 с.
  7. Стишова Л. И. В тылу и на фронте Л.И. Стишова. – М. : Политиздат , 1984.