АВТОРСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

Учитель истории волгоградской гимназии № 16 Е. И. Фастова приняла участие в Региональном конкурсе педагогических проектов по «трудным вопросам» Историко-культурного стандарта и региональной истории «ВЕЛИКИЕ ВЕХИ РОССИЙСКОЙ ИСТОРИИ»

Конкурс организовали Ресурсный центр гражданско-патриотического воспитания ГАУ ДПО «ВГАПО», Волгоградское региональное отделение Всероссийской общественной организации «Ассоциация учителей истории и обществознания» и ГУК Волгоградской области «Интерактивный музей «Россия – Моя история».

Номинация: «Трудные вопросы» Отечественной истории (ИКС)

Направление: Организация деятельности учащихся в рамках практико-ориентированного проекта

Название проекта:

Потенциал проектной и музейной педагогики в создании развивающей культурно-образовательной среды становления гражданской идентичности и воспитания патриотизма школьников (на примере виртуального музея гимназии № 16 «Человек на войне»)

Автор: учитель истории МОУ «Гимназия № 16 Тракторозаводского района города Волгограда», к.п.н. Елена Игоревна Фастова. Читайте далее в сокращении.

Социально-педагогический проект «Виртуальный музей «Человек на войне» по своей структуре является «проектом проектов». Он стал результатом совместного творчества педагога и гимназистов в создании виртуальных экспозиций, состоящих из отдельных проектов, микроисследований, творческих работ, видеоматериалов, оцифрованных экспонатов, посвящённых судьбам разных людей, связанным с Великой Отечественной войной. Эти экспозиции объединены в виртуальные залы и размещены на сайте виртуального музея http://vmuseum.volgedu.ru/.

Название «Человек на войне» определяет содержание виртуального музея. Здесь на практике применяется историко-антропологический подход к изучению предмета, формируется взгляд на историю своей страны через призму регионального краеведения и истории своего рода, своей фамилии.

Созданный педагогом и 6-классниками гимназии виртуальный музей «Человек на войне» представляет собой не просто коллекцию творческих, проектных и исследовательских детских работ. Со временем он вырос в  информационный ресурс, посредством которого в интегративном ключе выстраивается урочная и внеурочная деятельность школьников, проектируется развивающая культурно-образовательная среда, что, фактически, является формой реализации системно-деятельностного подхода к патриотическому воспитанию.

Виртуальный музей:

  • повышает и поддерживает высокий уровень мотивации его участников к приобретению новых знаний о Великой Отечественной войне;
  • стимулирует гимназистов к реализации социально значимых инициатив;
  • способствует формированию у них ценностного отношения к страницам истории нашей страны, связанным с военным периодом, и к представителям поколения этой эпохи;
  • побуждает к осмыслению жизненных ситуаций, в которых делали свой непростой моральный выбор наши соотечественники поколения 40-х гг.

При этом данный педагогический проект является своего рода ответом на социальные вызовы и вопросы к системе современного отечественного образования. Не секрет, что в российском обществе идёт «вымывание» патриотизма (который всегда был неотъемлемой частью российского менталитета) из общественного сознания, параллельно с этим в обществе нарастает взаимная отчуждённость людей, распространяется цинизм, эгоизм, индивидуализм, немотивированная агрессивность, равнодушие, неуважение к закону, государству и социальным институтам, к самой истории своей страны, утрачивается значение интернационализма. В стране происходит стремительная девальвация духовных ценностей на фоне прогрессирующего расслоения общества.

Эти процессы негативно влияют на общественное сознание всех социальных и возрастных групп населения, заметно снижая воспитательное воздействие российского образования, культуры и  искусства как главных факторов формирования патриотизма.

Предложенная автором форма реализации проектной и музейной педагогики в создании развивающей культурно-образовательной среды становления гражданской идентичности и воспитания патриотизма учащихся (на примере виртуального музея гимназии № 16 «Человек на войне») успешно решает закоренелую педагогическую проблему формализма в повседневной школьной жизни.

В образовательных учреждениях, увы, единицей воспитательного процесса давно стало мероприятие (это слово прочно укоренилось в современной практике). Мы же (в формате виртуального музея) преодолеваем свойственную мероприятиям поверхностность путём организации культурно-образовательной среды, наполненной событиями и смыслами. Как показывает опыт, эта модель является эффективной социальной практикой, участие в которой развивает творческое мышление, формирует  конструктивное поведение и общение школьников, способствует приобретению ими опыта самостоятельного общественного действия и опыта переживания базовых ценностей.

Культурно-образовательное событие (и со-бытие), в отличие от мероприятия:

  • создаёт развивающую образовательную среду, обладает мощным разноплановым развивающим потенциалом для ребёнка;
  • содержит совместное значимое действие;
  • сопровождается познанием-открытием;
  • способствует нахождению ребёнком личностных смыслов;
  • эмоционально окрашивает и обогащает внутренний мир участников;
  • предполагает творческое, сонаправленное и согласованное действие;
  • вместе создаётся, но индивидуально воспринимается, понимается и принимается;
  • запоминается как незаурядное и нерядовое явление в школьных буднях;
  • является уникальным (его нельзя повторить);
  • сплачивает участников вокруг общей значимой цели;
  • характеризуется открытым типом отношений (равенство, диалог, участие);
  • становится средой для принятия друг друга, порождает духовную связь;
  • предполагает индивидуальную и групповую рефлексию.

Культурно-образовательные события музея являются базовой формой организации регулярной внеурочной деятельности в условиях интеграции с уроками истории и обществознания. Таким образом, виртуальный музей можно считать эффективным способом проектирования и создания культурно-образовательной среды, обладающей высоким развивающим и воспитательным потенциалом.

Создание особой среды реализуется в следующих формах:

  • подготовка и проведение тематических экскурсий на базе виртуального музея гимназии, организация для учащихся экскурсий по музеям города и региона с исследовательской целью;
  • проектная деятельность педагогов, школьников и их семей, творческие работы по топонимике военной истории;
  • школа юного экскурсовода «Новое поколение»;
  • цикл занятий «Встреча с интересным человеком»;
  • «Открытый показ» (просмотр и обсуждение документальных кинолент)
  • литературно-музыкальное и библиотечное направление;
  • «Клуб знатоков военной истории» в формате «Что? Где? Когда?»;
  • целенаправленная образовательная, исследовательская, оформительская волонтёрская, поисковая (для старших классов) деятельность;
  • участие в конкурсах и соискание грантов;
  • проведение обучающих, развивающих занятий на образовательной платформе «Обучение на основе интервью. Принудительный труд в Германии» и мн. др.

Выбор видов и форм деятельности обусловлен психологическими особенностями подросткового и юношеского возраста, интересами учеников, их познавательными возможностями. В эту работу активно включаются педагоги, гимназисты и их родители, а также представители общественных организаций, ветераны, поисковики, волонтёры.

Доступность информационного ресурса (сайт «Виртуального музея «Человек на войне») расширяет число участников проекта, учеников и учителей других школ, городов, регионов, государств, а также всех заинтересованных людей и организаций. Сейчас виртуальный музей — это открытое образовательное пространство, доступное всем участникам, объединённым общей темой, целями деятельности и ценностными установками.

Мы популяризируем деятельность библиотек, архивов и музеев города, региона и т.д., в том числе музеев образовательных учреждений, анонсируем их события, которые ложатся в контекст и тематику нашей работы, изучаем их опыт и многому учимся у них.

В рамках создания виртуального музея в гимназии между детьми и взрослыми (работниками школы, например, заместителем директора по воспитательной работе, учителями истории, литературы и информатики, педагогами дополнительного образования, библиотекарем и др.) посредством ролевой игры распределяются функции (исследователей, экскурсоводов, оформителей, консультантов, координаторов и пр.).

Многообразие форм и видов деятельности, возможность выбора ролевых позиций и социальные пробы наполняют развивающуюся среду творчеством, радостью общения, познания, осмысленной деятельности, становятся источником положительных эмоций, воспитывают у детей трудолюбие и ответственность за выбор, ориентируют в вопросах самоопределения в трудных жизненных ситуациях. Такой опыт позволяет каждому участнику проекта находить для себя новые смыслы, вырабатывать собственную оценку исторических событий, формировать ценностное отношение к ним, воспринимать поступки людей относительно нравственных установок.

Для гимназии ценным является то, что любой ученик (его семья) или сотрудник может привнести свой вклад в экспозиции по разным направлениям, темам и даже областям знаний. Учащиеся, которые владеют материалом по целому ряду тем, становятся «штатными» экскурсоводами музея. Эти лидеры со временем сами «вырастят себе смену» из ребят 5-6 классов.

Занятия в музее способствуют расширению кругозора школьников, развитию их мотивации к учению в целом и к исследовательской деятельности, а также повышают уровень их информационной и коммуникативной компетентности. Экскурсоводы музея становятся носителями ценностей, определяющих качества данной среды. А она, в свою очередь, обладая активным воспитывающим и развивающим потенциалом, влияет на участников проекта, меняет их, является привлекательным для окружающих фактором и вовлекает в проект всё новых участников (детей и взрослых).

Проектируя культурно-образовательную среду, педагог не формирует личность с заданными свойствами, а создаёт условия реализации воспитательного и развивающего потенциала среды. Среда начинает оказывать влияние на ребёнка, на его ценности, мотивы его поведения, побуждает его находить личностные смыслы в контексте собственной жизни и деятельности.

Предметно-технологический компонент среды представлен современными цифровыми и информационно-коммуникационными технологиями, позволяющими интегрировать виртуальное и реальное образовательное пространство. За счёт этого музей виртуальный успешно решает проблемы, свойственные музеям традиционным (обеспечение широкой и быстрой доступности любых экспонатов и сведений, особых условий их хранения, безопасности и пр.).

В этой среде у школьников воспитывается бережное отношение к памяти об участниках и героях Великой Отечественной войны в своей семье, в городе (регионе) и в стране. Музейные занятия повышают мотивацию ребят к чтению литературных произведений, просмотру фильмов военной и краеведческой тематики, к занятиям топонимикой и генеалогией (изучение биографий представителей старших поколений своей семьи). На базе виртуального музея гимназии учащиеся и сотрудники школы получили возможность готовиться к акции «Бессмертный полк», формируя «Наш взвод героев» из числа своих родственников, участвовавших в Великой Отечественной войне.

Целями создания и дальнейшей работы такого музея являются:

  • личностное развитие и саморазвитие школьников как результат реализации воспитательного потенциала созданной самими учениками в совместной деятельности с учителями и родителями информационно-образовательной культурной среды,
  • расширение и углубление знаний истории Великой Отечественной войны,
  • приобретение школьниками и развитие умений применять историко-антропологический подход в процессе изучения событий Великой Отечественной войны,
  • формирование у гимназистов эмпатийного восприятия фактов Великой Отечественной войны, а также устойчивого познавательного интереса к судьбам поколений наших соотечественников военных лет,
  • патриотическое воспитание, формирование у ребят семейных ценностей, укрепление связей и сохранение преемственности поколений прошлого, настоящего и будущего России,
  • создание условий для раннего профильного самоопределения учащихся основной школы (чему способствуют социальные пробы в рамках деятельности в выбранной учеником ролевой позиции).

Для образовательного учреждения виртуальный музей как долгосрочный проект становится той осью, вокруг которой сосредоточено патриотическое воспитание школьников всех возрастных групп. Экспозиции (залы) виртуального музея могут помочь в решении следующих задач:

  • информирование посетителей музея о событиях и героях военной истории страны посредством проведения школьниками экскурсий по залам виртуального музея, участия в исследованиях и проектах на его базе;
  • накопление уникальных материалов (экспонатов), отражающих судьбы людей поколений 40-х гг., помощь в подготовке к юбилейным датам военно-исторических событий и героев военного периода;
  • овладение ребятами навыками поисково-исследовательской деятельности, развитие их учебно-исследовательской компетентности;
  • предоставление возможностей для разработки новых проектов, открытие новых залов/экспозиций виртуального музея и вовлечение более широкого круга участников в его деятельность из среды педагогов и школьников разного возраста, родителей учащихся, представителей общественных организаций, членов ветеранских и патриотических клубов и объединений, а также поисковых отрядов;
  • становление информационной культуры учеников и развитие информационно-коммуникационной компетентности;
  • повышение готовности к диалогу и совершенствование коммуникативных качеств в совместной деятельности со сверстниками и взрослыми, в том числе при сотрудничестве с представителями сторонних организаций и школ-партнёров проекта.

В настоящее время в виртуальном музее представлены оцифрованные архивные документы, вещественные источники, исследовательские работы, кинохроника, радиотрансляции, документальные фильмы, презентации, проекты учащихся, рисунки, материалы их семейных архивов, видеолекции учёных-историков и пр. Этот арсенал постоянно пополняется, систематизируется, группируется в тематические экспозиции виртуальных залов, включая важнейшие сражения (оборона Брестской крепости, блокада Ленинграда, героическая защита Севастополя, Московское сражение, Сталинградская битва, Курская дуга и др.). Уже ясно, что число виртуальных залов будет со временем увеличиваться, а их содержание расширяться.

Только за последний год на музейном ресурсе появились такие страницы, как «Кейс успешного педагога / Методический конструктор», «Идём в музей!», «Со знаком минус», «О войне после войны», «Сверстники на войне», «Жизнь и смерть рядом» и пр. Инициатива появления некоторых из них исходит от самих учащихся.

В виртуальном музее постоянно ведётся экскурсионная деятельность. Только за год ребята-экскурсоводы разработали 8 тематических экскурсий:

  • «Украденное солнце» (о судьбах детей военного Сталинграда),
  • «Из дневников детей блокадного Ленинграда»,
  • «Личные враги фюрера и Германии»,
  • «История военно-полевой почты» и др.

Опыт работы в музее позволил ребятам самостоятельно выполнить проекты из цикла «История моей семьи в истории Великой Отечественной войны», обобщить исследовательские материалы учеников средней школы № 45, гимназистов и педагогов, посвящённые судьбам  их родственников в период Великой Отечественной войны.

В 2019 году экскурсоводы музея приняли участие в XХ Всероссийском конкурсе исторических исследовательских работ «Человек в истории. Россия – ХХ век» на сайте «Уроки истории» (www.urokiistorii.ru/konkurs). На конкурс был представлен видеофильм «Рождённая в неволе» (см. по ссылке https://cloud.mail.ru/public/9Tm9/4E6XxbBMk) и исследование о судьбе нашей соотечественницы, бывшей малолетней узницы концлагеря Валентины Александровны Усковой, с которой экскурсоводы виртуального музея хорошо знакомы по занятиям в цикле «Встреча с интересным человеком».

Много сделано в музее в Год волонтёра для детей и педагогов (оказание помощи в проведении «Уроков Победы», классных часов, акций, в выполнении семейных проектов и т.д.).

В заключение отметим, что данная разработка может быть полезной преподавателям истории и обществознания, которые в системе занимаются развитием исследовательских и проектных умений учащихся (на уроках и во внеурочной деятельности), классным руководителям, педагогам-организаторам и заместителям директора по воспитательной работе в их текущей работе по этому направлению.

Добавить комментарий