СТАЛИНГРАДСКИЙ ФРОНТ И ЕГО МИССИЯ

НАЧАЛО СТАЛИНГРАДСКОЙ БИТВЫ

Ночью 12 июля 1942 года командующему Юго-Западным фронтом маршалу Семёну Константиновичу Тимошенко пришла телеграмма из Ставки Верховного Главнокомандования (СВГК). Юго-Западный фронт был преобразован в Сталинградский. В результате ещё до первых боёв на дальних подступах к Сталинграду было положено начало новому этапу войны. Начиналось сражение, которое должно было решить исход кампании 1942 года и стать коренным, стратегическим переломом во всей войне.

ПРЕДШЕСТВУЮЩИЕ СОБЫТИЯ

После победы под Харьковом в мае 1942 года фюрер приказал разделить группу армий «Юг» на две группировки. Группа армий «А» под командованием Вильгельма Листа должна была продолжать начатое Вермахтом движение на Северный Кавказ и захватить месторождения нефти около Грозного и Баку. Группа армий «Б» под командованим Фёдора фон Бока (а затем Максимилиана фон Вейхса), которая включала в себя 6-ю армию Фридриха Паулюса, 2-ю армию Ганса фон Зальмута, 8-ю итальянскую, 2-ю венгерскую армии и 4-ю танковую армию Германа Гота, должна была продвигаться на восток в направлении к Волге и Сталинграду. Захват города на Волге позволял немцам перерезать жизненно необходимые для Советского Союза водные и сухопутные коммуникации, которые соединяли Центр с Югом России, в том числе, Северным Кавказом и Закавказьем, создать серьезные проблемы со снабжением и пополнением противостоявших им советским войскам, надежно прикрыть левый фланг группы армий «А». Сам по себе Сталинград был крупным индустриальным центром, его потеря наносила удар по оборонному потенциалу СССР. Кроме того, есть мнение, что у Третьего рейха была договорённость с Турцией, что если падёт Сталинград и немцы перережут Волжский путь, то турецкая армия вступит в войну с СССР.

Летнему наступлению немецких вооружённых сил было присвоено кодовое название «Фалль Блау» («Fall Blau») — синий вариант. 6-я и 17-я немецкие армии, 1-я и 4-я танковые армии разгромили войска Брянского фронта севернее и войска Юго-Западного фронта южнее Воронежа. Вермахт устремился к Дону. Однако Красная Армия смогла удержать левобережную часть Воронежа и закрепиться на рубеже реки Воронеж. Вермахт не смог продолжить наступление на этом направлении, т. к. все основные силы были направлены на сталинградском направлении. Советские силы откатывались на восток и юг. В ближайшие несколько месяцев развернутся два масштабных сражения: битва за Кавказ и за Сталинград.

ФОРМИРОВАНИЕ СТАЛИНГРАДСКОГО ФРОНТА

Ставка не только переименовала ЮЗФ в Сталинградский, но перенесла штаб в Сталинград. Первым командующим фронта стал Тимошенко. Действовавшие в составе ЮЗФ 9-я, 28-я, 29-я и 57-я армии были переданы Южному фронту, а 21-я армия (в ней было всего около 28 тыс. человек) и 8-я воздушная армия — Сталинградскому фронту (СФ).

Новому фронту подчинили резервные армии: 63-ю армию (бывшая 5-я резервная армия в составе 1-й, 127-й, 153-й, 197-й, 203-й стрелковых дивизий и 14-й гвардейской стрелковой дивизии); 62-ю армию (бывшая 7-я резервная армия, 147-я, 181-я, 184-я, 192-я, 196-я стрелковые и 33-я гвардейская дивизии); 64-я армия (бывшая 1-я резервная армия, 18-я, 29-я, 112-я, 131-я, 214-я и 229-я стрелковые дивизии). Общая численность 62-й армии на 10 июля составляла 81 тыс. человек, 63-й армии — 67 тыс., 64-й армии – 72,8 тыс. В результате для восстановления целостности фронта в сражение вводилось сразу более 220 тыс. солдат. Кроме того, фронт получил ряд артиллерийских, миномётных, бронетанковых и инженерных соединений. А. М. Василевский сообщил начальнику штаба фронта Павлу Ивановичу Болдину о переброске на Сталинградское направление ряда артиллерийских частей, 8 отдельных танковых рот, вооружённых тяжёлыми танками КВ, 8 авиаполков, 4 дивизиона бронепоездов (8 бронепоездов).

СФ получил задачу силами 62-й и 64-й армий, двух морских стрелковых бригад, 18 артиллерийско-пулемётных УРовских батальонов, курсантов 8 училищ, прибывающих с Северного Кавказа, занять Сталинградский рубеж западнее реки Дон и «стоять насмерть». 63-я и 21-я армии должны были не допустить форсирование немцами Дона. О тяжести ситуации свидетельствует использование курсантов военных училищ. Только в критической ситуации командование отказалось от завершения подготовки будущих командных кадров и бросило курсантов в бой как обычную пехоту.

Надо отметить, что командующий 62-й армией Владимир Яковлевич Колпакчи получил приказ на занятие оборонительных позиций на дальних подступах к Сталинграду примерно за день до учреждения Сталинградского фронта. Командарму приказали снять части с позиций на Сталинградском обводе и укрепить т. н. Сталинградский рубеж. В это время 64-ю армию только перевозили из района Тулы, а стрелковые дивизии 64-й армии располагались 12 июля только на подходе к городу.

В этот период в войсках ЮЗФ (а затем Сталинградского) находился член ГКО, секретарь ЦК Маленков. Он занимался кадрами и «выписал» и Москвы начальника Главного автобронетанкового управления РККА Я. Н. Федоренко. Начальник ГАУ, прибыв в Сталинград, развил кипучую деятельность по подготовке танковых соединений к предстоящему сражению. 17 июля Федоренко направил в Ставку план переформирования танковых бригад. Из состава ЮЗФ в распоряжение СФ передали 21 танковую бригаду. Из них только три оставили на фронте, а восемнадцать направили на переформирование. Шесть бригад отправили в Сталинград и двенадцать в Саратов. Таким образом, начали создавать резервы, которые скажут своё слово во время обороны Сталинграда. Оставленные в Сталинграде танковые части бросили в бой в августе 1942 года, а в Саратове – в сентябре. С Северного Кавказа к Сталинграду стали перебрасывать танковую бригаду в связи резким ослаблением танковых войск СФ. Кроме того, Фёдоренко запретил отправлять танки со Сталинградского тракторного завода им. Ф. Э. Дзержинского (СТЗ) на Кавказ. Теперь весь выпуск СТЗ шел в СФ, в восстанавливаемые бригады. Также, по решению главы ГАУ, в Сталинграде был оставлен учебный автобронетанковый центр.

Командование СФ довольно трезво оценивало ближайшие перспективы развития боевых действий. 14 июля в Генштаб было отправлено донесение, где предполагалось, что группы армий «А» и «Б» нанесут главный удар по Южному фронту с выходом на нижнее течение р. Дон. После завершения операции против ЮФ следовало ожидать удара на Сталинград. Наступление на Сталинград считалось вспомогательным по отношению к главному удару, который немцы нанесут в направлении нижнего течения Дона с целью прорыва на Кавказ. Командование СФ довольно чётко обрисовало первоначальный замысел «Синей операции». Действительно, в это время развернулось сражение в полосе ЮФ, в результате которого Вермахт окружил под Миллерово силы 9-й и 38-й армий.

Разгром армий ЮФ привёл к «опале» Тимошенко. По донесениям штабов 28-й, 38-й и 57-й армий (они были директивой ставки от 17 июля 1942 года переданы в состав СФ), на восточный берег Дона вышли жалкие остатки соединений. Так, из 13-й гвардейской стрелковой дивизии вышло 387 человек, из 15-й гвардейской стрелковой дивизии – 225 человек и ещё 100 человек из тыловых частей дивизии, из 38-й стрелковой дивизии – около 60 человек без штаба и т. д.

Уже 13 июля командующий СФ поставил перед Ставкой вопрос об эвакуации населения из Сталинграда. Он предложил вывезти детей и женщин, не занятых на военном производстве. Надо отметить, что город был переполнен беженцами из Украины. Тимошенко отметил, что проводить эвакуацию под авиаударами противника будет очень невыгодно.

НАЧАЛО БИТВЫ ЗА СТАЛИНГРАД

Начало сражения за Сталинград нельзя назвать обыкновенным для битв Великой Отечественной войны. Обычно перед началом атаки стороны соприкасались с друг другом. Перед началом этой битвы немецкие колонны шли на восток по казавшимся бескрайними просторами степей. Соединения советских армий в это время двигались к позициям Сталинградского рубежа, зарывались в землю. Немецкие части и советские дивизии разделяли десятки километров. Стояла необычная для фронта тишина, нарушаемая редкими пролётами самолётов.

Командование Сталинградского фронта выдвинуло вперёд разведывательные отряды для выяснения положения и сил противника. Фактически они должны были установить контакт с двигающимися на Сталинград немецкими войсками. Кроме того, Тимошенко хотел узнать, есть ли у него время для перевода войск на новые позиции. Занимаемая 62-й армией оборонительная линия располагалась на открытой и доступной для вражеских танков местности. Более выгодной позицией были высоты в 15-20 км от линии обороны 62-й армии. Передовые отряды планировали сформировать из курсантов училищ, усилив их артиллерийским дивизионом, танковой ротой и ротой, вооружённой противотанковыми ружьями. 8-я воздушная армия должна была обеспечить прикрытие с воздуха. Позднее, из-за запаздывания училищ, передовые отряды сформировали из частей 62-й армии.

Одновременно командующий Сталинградским фронтом рассматривал вопрос о возможности оказания помощи сражающимся под Миллерово, окружённым войскам Южного фронта. Однако реальных возможностей для проведения деблокирующего наступления не было. Был сделан вывод, что изолированный удар не даст нужного эффекта и одновременно приведёт к значительным потерям в силах и средствах СФ, что ослабит оборону Сталинградского направления. Именно в этот период Тимошенко предложил создать танковую армию в составе 2-3 танковых корпусов с артиллерийскими соединениями, 2-3 стрелковыми дивизиями и сильной группой авиации. Эту армию и планировали использовать для удара во фланг немецким войскам, наступающим на юг. Впоследствии такую армию создадут, и не одну. Танковые армии сыграют большую роль в Сталинградском сражении и в последующих боевых операциях.

17 июля считается общепризнанной датой начала Сталинградской битвы. Именно в этот день передовые отряды вступили в соприкосновение с неприятелем. Однако военный историк Алексей Исаев («Мифы и правда о Сталинграде») обнаружил, что, согласно журналу боевых действий 62-й армий, первое боестолкновение произошло 16 июля. В этот день в бой с немцами вступил передовой отряд, сформированный из состава 147-й стрелковой дивизии. Основой отряда была рота средних танков Т-34 и рота лёгких танков Т-60. Также в передовое соединение вошло два взвода автоматчиков, четыре стрелковых взвода, шесть расчётов ПТР и три противотанковых пушки. 15 июля отряд шёл в направлении хутора Морозов и станции Морозовской. Холмистая местность скрывала продвижение войск, поэтому немецкие и советские части сближались незаметно друг от друга. В 13.00 советский разведывательный отряд прибыл в хутор Золотой, примерно в 8 км юго-восточнее ст. Морозовской. В 17.40 16 июля несколько советских танков при разведке хутора Морозов подверглись обстрелу немецкими противотанковыми пушками. Советские танкисты ответным огнём подавили позиции противника. После разведки танки возвратились. У одного танка Т-34 отказала коробка передач, поэтому его взяли на буксир.

Несколько позже произошёл более серьёзный бой. В 20.00 четыре немецких танка смогли скрытно подойти к хутору Золотой и открыли огонь по советским танкам. Видимо, немецкое командование не ожидало столкновения с двумя танковыми ротами противника и послало столь незначительные силы. Боестолкновение продолжалось 20-30 минут. Советские танкисты заявили о ликвидации двух немецких танков с экипажами, повреждении третьего танка и уничтожении одной противотанковой пушки. Советский передовой отряд потерял 11 человек ранеными, один Т-34 сгоревшим и две тридцатьчетверки подбитыми (т. е. они могли быть восстановлены). Забрав подбитые танки, передовой отряд вернулся назад.

Вскоре битва запылала уже в полную силу. 20 июля 1942 года передовой отряд 33-й гвардейской дивизии атаковал Чернышевскую, занятую немцами. Схватка продолжалась с 5.00 утра до 19.00 вечера. Танки советского 651-го танкового батальона расстреляли по два боекомплекта боеприпасов. Потери уже были более существенными: девять тридцатьчетверок сгорело, один танк Т-34 был сильно повреждён и остался на поле сражения.

В этот же день комфронта Тимошенко подписал оперативную директиву № 0023/оп, в которой были определены задачи Сталинградского фронта. Считалось, что немецкое командование после подхода оперативных резервов будет пытаться захватить район Сталинграда и выйти на Среднюю Волгу. Ставилась задача «во что бы то ни стало сохранить за собой район Сталинграда» и подготовить войска для контрнаступления в западном и юго-западном направлениях.

ИСТОЧНИКИ:

Исаев Алексей. Мифы и правда о Сталинграде. М. 2011.
Мощанский И., Смолинов С. Оборона Сталинграда. Сталинградская стратегическая оборонительная операция. 17 июля — 18 ноября 1942 года. М., 2002.
Сталинградская битва. Хроника, факты, люди. В 2 кн. М., 2002.
http://militera.lib.ru/h/samsonov1/index.html
http://militera.lib.ru/h/isaev_av8/index.html
http://militera.lib.ru/memo/russian/vasilevsky/index.html

Источник: https://topwar.ru/16395-nachalo-stalingradskoy-bitvy.html

Добавить комментарий