ПЕДАГОГАМ, УЧЕНИКАМ И ИХ РОДИТЕЛЯМ!

Для удовлетворения познавательных интересов ребят к теме Великой Отечественной войны и в целях реализации плана работы виртуального музея гимназии «ЧЕЛОВЕК НА ВОЙНЕ» предлагается провести исследования по актуальной проблематике.

Гимназисты могут выбрать любое из заданных направлений либо предложить своё. Над заявленной проблемой ребята могут работать вместе с научным руководителем (учителем) в индивидуальном порядке, в составе исследовательской группы или со своей семьёй.

На сайте виртуального музея уже сейчас имеется немало материалов и ссылок на источники, которые помогут успешно справиться с этой задачей. Педагоги и гимназисты могут посмотреть содержание и других страниц данного сайта.

Особо подчеркнём, что множество полезных ссылок на тематические базы данных, КНИГИ ПАМЯТИ, крупные общероссийские ресурсы и международные проекты собраны в единый перечень на странице «ИДЁМ В МУЗЕЙ!».

СОВЕТЫ ЮНЫМ ИССЛЕДОВАТЕЛЯМ

У школьников часто возникают вопросы, связанные с выполнением учебных исследований. Порой им бывает сложно отличить исследование от проекта, доклада, презентации и реферата. Мы решили выделить важные особенности проведения учебного исследования для предупреждения таких затруднений.

Из опыта мы знаем, что у ребят может появиться растерянность от того, что непонятно, где и как собирать материал для исследовательской работы. Подскажем, с чего точно НЕ НАДО НАЧИНАТЬ!

Итак, в первую очередь, НЕ следует «напрягать» преподавателей и библиотекарей требованиями найти ВСЕ, КАКИЕ ЕСТЬ ПО ВАШЕЙ ТЕМАТИКЕ, справочники, словари, научную и научно-популярную литературу, внедряясь во всевозможные каталоги и базы. Помните, что эта задача не для стартового этапа!

Опирайтесь на понимание того, что исследование, которое проводит школьник, — это не переписывание чьих-то мнений и предположений в его собственном изложении! Отобранный материал должен быть оригинальным, то есть строиться на свидетельствах (подлинных письмах, воспоминаниях, дневниках, газетных статьях и т.п. источниках). В этом ученикам могут здорово помочь альбомы с фотографиями и документы из семейных архивов, опросы очевидцев, а также предметы материальной культуры…

Но где найти такие данные?

В этом и есть главная сложность предварительного этапа работы! И каждый исследователь решает эту задачу своим индивидуальным способом в зависимости от интересов, возможностей, собственных умений и предпочтений, потому что готового рецепта не существует. А помогают ему в этом его личные впечатления и эмоциональное, заинтересованное отношение к тому, что он делает.

Исследователь должен ясно видеть перспективу своей работы от изначального вопроса «почему?» до достижения конечного результата. Что автор исследования хочет понять? В чём разобраться? К чему придти?

Может быть, у автора есть необходимость начать работу с анкетирования окружающих с целью выяснить их видение той или иной проблемы, получить представлении об их оценке каких-то событий или явлений… Сравнивайте, сопоставляйте, ставьте перед собой новые вопросы! Но можно начать работу и с одного архивного документа, совета родителей, спора с товарищем, с изучения музейной экспозиции, с похода на выставку, с фильма, познавательной телепередачи, книги или с вопроса, который прозвучал на уроке и вызвал у вас живой отклик…

Самыми интересными, как показывает практика, становятся те работы, в которых выбирается новый ракурс в исследовании уже известной проблемы, изучается отдельный аспект какого-то явления, события, деятельности исторической личности в определённых ситуациях…

Также полностью вовлекает самих ребят в работу интегративный подход к исследованию. Например, для ученика, который выполняет работу по математике, отправной точкой может стать вопрос из области истории.  А для того, кто пишет работу по истории, начало может задаваться в сфере литературы, географии, экономики, иностранного языка и т.д.  Как правило, любознательность подпитывает то, что находится на стыке разных научных дисциплин или может иметь явное прикладное значение.

Так или иначе, подготовительный этап (поиск отправной точки) на этом можно считать завершённым. Далее последует проведение собственно исследования, то есть путь к решению проблемы или поиска ответа на вопрос.

В ходе исследования вам нужно раскрыть тайну, отыскать разгадку, решить головоломку… Только осознав эту свою миссию, исследователь переходит к поиску и целенаправленному отбору необходимых ему доказательств, текстов и иных источников для формирования нужных вам материалов.

Нередко оказывается так, что уже в ходе работы исследователя увлекает сразу несколько проблем, каждая из которых вполне могла бы стать самостоятельным направлением исследования. Самое трудное – выбрать ту единственную проблему, над которой вы будете работать, не отвлекаясь ни на что другое «по пути».

Далее нужно чётко спланировать все этапы вашего исследования, что дисциплинирует вас, упорядочит занятия и сэкономит время.

Если вы собираетесь участвовать в каком-либо конкурсе, то начать нужно с детального изучения его условий, указанных в положении. Особое внимание обратите на сроки предоставления работы и требования к оформлению заявки и самой работы, которые предложены  организаторами.

Не откладывайте отправку работы на последний день, заблаговременно проверьте ее и отошлите за несколько дней до окончания срока.

Планируйте выполнение своей работы, составляя задание на каждую неделю, и проверяйте выполнение намеченного объёма. Это важно потому, что на вас, помимо участия в конкурсе, могут сваливаться незапланированные, но важные дела, которые придётся делать. Учтите и то, что порой необходимый для исследования материал может появиться у вас в последний момент, что потребует перекраивания материала, отобранного и сформированного в ходе всей вашей предыдущей деятельности… На все эти вызовы понадобится гибко реагировать, а для этого всегда нужен некий запас времени!

БАГАЖ, КОТОРЫЙ ВЫ ПРИОБРЕТАЕТЕ

В своём «наставлении» поспешим заверить юных исследователей в том, что ваш научный руководитель поможет вам упорядочить и дополнить ваши знания по выбранной тематике. Под началом вашего учителя вы освоите такие умения, как

  • выделять проблему из массива информации в рамках вашей тематики,
  • определять «объект исследования»,
  • распознавать признаки «предмета исследования».

Вы научитесь правильно формулировать тему исследования, ставить его цели и выделять задачи.

В совместной работе вы получите практическое представление о методах исследования и научитесь грамотно выбирать адекватные методы для проведения собственного индивидуального исследования или работы в составе группы.

Вы сможете совершенствовать умения в поисковой деятельности, в обработке и публичном представлении своей информации, своего продукта. Также вам предстоит освоить умение анализировать и делать выводы, аргументированно защищать свою точку зрения.

Вы должны освоить весь алгоритм действий и приобрести свой собственный опыт в выполнении исследований, проектов, творческих заданий, написания и представления исследовательской работы, реферата и т.д., а также осмыслить знания, приобретенные при изучении других дисциплин и научиться интегрировать их для обобщенного представления об исторической личности, событии, государстве, обществе, эпохе…

Таким образом, ученик-исследователь  сможет:

  • овладеть приемами исследовательской деятельности, научиться грамотно формулировать проблему, составлять план ее решения и т.д.,
  • научиться проводить самостоятельный поиск нужной информации в источниках разного типа,
  • пользоваться всеми необходимыми ресурсами и компьютерными технологиями для поиска, обработки и систематизации информации, презентации результатов деятельности,
  • правильно оформлять сам продукт исследований (творчества) и отчетность (доклад, реферат, отчет и т.д.).

ЧТО СЛЕДУЕТ УЧЕСТЬ ПРИ ОФОРМЛЕНИИ РАБОТЫ

Введение

Текст исследования, как правило, начинается сообщением о том, что выбранная вами тема не только интересна, но и важна для науки, а ваша исследовательская работа поможет по-иному на что-то взглянуть, что-то по-новому понять, осознать, увидеть и т.п. Когда будете писать эту часть работы, представьте себе, будто вы рассказываете об этом себе.

Читающему ваш текст должно быть интересно! Поэтому выражайте свои мысли ясно и просто. Грамотно и к месту используйте терминологию, образность, примеры. Избегайте штампов и избитых фраз!

Работа над текстом

Далее в тексте используйте выражения: «на наш взгляд», «как мне кажется», как мы считаем/предполагаем…» и их аналоги.

Внимательно отнеситесь к тем документам, которые вы отобрали к использованию! Правильно цитируйте содержание, аргументированно соглашайтесь с ним или возражайте. Ставьте вопросы и отвечайте на них. Делайте комментарии, приводите анализ и выводы!

Эффектное заглавие добавит интереса к работе, но оно должно быть при этом абсолютно точным в отражении её содержания.

Если вы решили, что иллюстрации и копии документов не будете включать прямо в текст, тогда оформите приложения, пронумеровав их по ходу использования в тексте.

Считается, что в работе стоит упомянуть конкретных людей и выразить благодарность тем, кто оказал вам помощь в проведении вашего исследования.

ЧТО  ОЦЕНЯТ В РАБОТЕ

Для жюри самым главным критерием всегда является качество аналитики и способность автора показать те факты, мимо которых прошли остальные. Важны ваши собственные наблюдения и интерпретации.

На окончательную оценку вашей работы повлияет глубина исследования выбранной темы, её оригинальность, а также качество работы с литературой и источниками. Итак, вам нужно сделать научное открытие, ни больше и не меньше! Поэтому работайте вдохновенно и увлеченно!  Успехов вам!

ЖИВОТНЫЕ НА ВОЙНЕ БЫЛИ РЯДОМ С ЛЮДЬМИ

То, что в годы войны на различных фронтах служило более 60 тысяч собак, общеизвестно. Четвероногие бойцы-диверсанты пустили под откос десятки вражеских эшелонов.

Собаки-истребители танков уничтожили свыше 300  бронетехники противника. Собаки-связисты доставили  около 200 тысяч боевых донесений. На санитарных упряжках четвероногие помощники вывезли  с поля боя около 700 тысяч тяжелораненых красноармейцев и командиров.

При помощи собак-саперов  было разминировано 303 города и населенных пункта, обследована площадь в 15 153 кв. км. При этом обнаружено и обезврежено свыше 4-х миллионов единиц вражеских мин и фугасов.

Невозможно представить, чтобы в то время можно было обойтись и без лошадей! Достоверно известно, что 1 миллион лошадей погибли и 2 миллиона «доскакали» до Победы и доказали, что конница была незаменима в армии.

Например, в условиях партизанской борьбы «никакой двигатель или машина не могли заменить коня. Во-первых, машина требует горючего, а корм для коня можно было найти повсюду. Во-вторых, самый совершенный механизм не может заглушить звук мотора, а на коне, обмотав копыта мешковиной, бойцы проходили в 50-100 м от вражеских гарнизонов совершенно бесшумно. В-третьих, для машины нужны дороги, а в условиях полнейшего бездорожья в метель, стужу и туман, когда не летали даже самолеты, совершались марши по 50-60 км за ночь» (вспоминает Ковпак С. А. в книге «Верный помощник партизан».- Коневодство.- 1958.- № П.- С. 9-17.)

Кони не только служили в частях кавалерии, в обозах, но и на подводах вывозили раненых с поля боя. Они также были незаменимы для стремительных рейдов по тылам противника, для налетов и диверсий, потому, что конь имеет среднюю скорость 20 км в час и способен преодолеть дистанцию в 100 км за сутки, также важно, что он может пройти там, где в непогоду завязнет даже надёжная техника. Напомним, что первый обоз в блокированный Ленинград, который прошел по льду Ладожского озера, был конным.

Но, что касается верблюдов на войне, — такие сведения встретишь нечасто. Тем не менее, открываются и интересные факты о приручении военными диких верблюдов. Совсем недалеко от нас – в Астрахани — в 1942 году формировалась 28-я резервная армия. Для пушек не хватало тягловой силы. И военным ничего не оставалось, кроме как отлавливать в окрестностях города диких верблюдов и заниматься их приручением.

Всего для нужд 28-й армии использовались силы 350 «кораблей пустыни». Большинство животных погибло в боях. Выживших позднее перевели в хозяйственные части, а после передали в зоопарки. Один верблюд по кличке Яшка дошел с бойцами до самого Берлина.

Об этом мы узнали на ресурсах: 

http://fb.ru/article/177128/interesnyie-faktyi-o-vov-maloizvestnyie-faktyi-o-velikoy-otechestvennoy-voyne и <a href=»http://konovod.com/?id=1139″>http://konovod.com/?id=1139

Добавить комментарий